Eжeгoднo xристиaнскиe сeмьи с нaступлeниeм вeликoгo прaздникa Рoждeствa 7 янвaря ждут в свoиx дoмax приxoдa вeртeпa. Нeкий стрaнствующий тeaтр, кoтoрый с дoмa в дoм прoслaвляeт нoвoрoждeннoгo Иисусa Xристa в Вифлeeмe.
Вeртeп – этo мoлитвeннoe прoслaвлeниe Бoгa чeрeз тeaтрaльнoe действо и комическое изображение бытовой жизни, которого уже придерживаются несколько веков без разбора. Однако вертеп берет свою основу далеко не с христианства, а с еще древнего почитания нового Солнца, Нового земледельческого годы, который начинается с поворотом солнца на весну.
Не больше и не меньше поэтому рождественский вертеп тесно вяжется с верованиями в счастливый зачин и с магическими действиями, которые должны обеспечить в новом году важный урожай.
В Украине старинный странствующий марионеточный театр возник в час барокко (вторая половина 17-18 века). Хотя первое письменное называние о вертепе датируется еще 1666 годом и оно содержится в материалах львовского ставропигиального братства.
Астролог обычно первым заходит в дом и приглашает других актеров вертепа
Существуют и оставшиеся предположения относительно первого вертепа: это 1591 и 1639, и скоморошные «игры, глаголемыя куклы», которые существовали еще в Киевской Руси, а узанция «хождения с куклами» известен еще с 1573.
Тогда вертеп состоял изо двух- или трехэтажного деревянного ящика, где на третьем иль втором этаже показывали рождественскую драму, а на втором и первом иль только первом, – механически привязанную к ней сатирически-бытовую интермедию. Сии этажи по христианской традиции трактовались как «подземелье», «уран» и «земля».
У каждого в вертепе своя роль
Поздно ли вертеп заходит в дом – сразу становится празднично и интересно
«Ото дома к дому Иисуса прославлять … »
Первая рождественская фрагмент вертепа, которую называли «святая», имела обычно стабильную композицию, а во вторая часть менялась в зависимости от местных условий, традиций и остроумия вертепника.
«Темпераментный» вертеп не обходит ни один дом в праздник Рождества 7 января
В Божич христиане обычно оставляют двери открытыми, чтобы их дым посетить вертеп
Больше всего появления вертепа ждут маленькие мальцы
Сами вертепные куклы, которые двигались с помощью прикрепленных к ним внизу проводов, имели свои отдельные роли. Ими двигал вертепник, каковой стоял позади сундука и водил куклу по проемам в полу, наблюдая по (по грибы) действием в специальные окошки.
Кукол в вертепах могло бытийствовать до 40. вертепник говорил и пел за всех героев, меняя фырканье для предоставления определенной характеристики персонажей и принимал на себя поручительство за целую постановку.
В вертепе молодежь не один выполняет свои роли, но и забавляется и шутит между на лицо
Красавицы-колядницы
И актерам странствующего вертепа неважный (=маловажный) помешает любая погода
С веками вертеп видоизменялся – к нему стали накидываться различные музыкальные сопровождения, которые добавляли зрелищности большей мистерии. Немного погодя кукольный вертеп превратился в «живой» вертеп, исполнителей иногда именовали машкаратами, – сие название происходит от слова «маска», что означает слепок, личина.
Это был как маскарад, который нес добрым людям ведомость о рождении Иисуса Христа. В уличном вертепе ходили колядовать (дитя и подростки, а в машкараты принимали только взрослых парней: дети должны вестись одеты в обычную одежду, а взрослые, которые играли серьезные роли (летальный исход царя, ангелов), были в масках.
Колядницы вертепа
Серафим и колядница вертепа
Пастушок и Смерть в вертепе
Большей частью участники «живого» вертепа готовят заранее религиозное представление, распределяют роли, учат стихотворные тексты, шьют костюмы. Действующими лицами в таких вертепах являются Ягненок, Пастушки, Три Царя, Жид Мошко и его жена Сура, Сатана, Смерть, Царь Ирод и его воины, Казак и другие. С вертепом тоже часто ходят колядники старшего поколения.
Вертепную драму ординарно делят на два действия – религиозное и светское, но, развиваясь, оно только что не всегда теряет религиозный характер, что приводит к слиянию обоих частей спектакля вертепа в целостное действие.
Сюжеты рождественских вертепов были больше или менее одинаковы: царь Ирод узнает от волхвов и трех царей, яко родился Христос, претендент на его престол. Чтобы отвязаться от соперника, он зовет воина и приказывает ему прикокнуть всех вифлеемских детей от 2 лет и младше.
Рождественский перерыв на обед
Весь состав вертепа заходит в дом
Тех) пор (пока(мест) одни герои говорят, другие ждут своей очереди держи улице
Теперь вертеп отправляется в следующий дом
Рекрут выполняет приказ, но одна старуха Рахиль не дает своего ребенка в избиение, потому озлобленный Ирод приказывает убить ее ребенка. Вслед за такое страшное преступление Смерть отрубает Ироду голову, а черти тащат его в гадес. После смерти Ирода в постановке, с песнями и танцами, появляются гитан, лях, москаль, жид, крестьянин, дед, бабка, отец разве другие.
«Живые вертепы» часто делятся на три основные возрастные группы: маленькие выводок в возрасте примерно от 6 до 10 лет, во следующий – дети 11-15 лет, третья – молодежь.
В вертепе завсегда шумно и весело
Молодежь всегда охотно отправляется в убежище, чтобы интересно провести время со сверстниками
Сценарии вертепа записывали, запоминали сельчане и передавали из поколения в поколение, так как они были основаны получай реальных историях из быта украинцев. Настоящий фольклор, тот или другой часто видоизменялся и дополнялся в зависимости от событий.
С течением времени дюжинность и понятность сюжета возродила вертеп в западных и центральных регионах Украины. Получается заметно больше вертепных композиций в костелах, на площадях и в крупных магазинах, начали выходить вертепные театры на детских праздниках в садах и школах. В ступенька рождественских праздников открывается много кружков по созданию фигурок и кукол интересах вертепа из дерева, бумаги, в виде оригами и других материалов.
Млекопитающее
Царь Ирод
Пастушок
Особые тоже вертепы, которые из года в год выставляют в наших храмах во вкусе визуальное напоминание о радостном рождении Христа в бедной стайне, и маленькие крошечные вертепы бери тетраподе, и масштабные, размером в человеческий рост композиции, которые устанавливают возьми церковном дворе.
Украинский вертеп на Западной Украине
Малоросский вертеп
Все это несет большой вклад в нашу историю. Многие исследователи и украинские писатели изучали обнаруживание вертепа и, что интересно, его актуальность не уменьшается с годами.
«.. Иисус из назарета родился!»
Мы ждем вертепное действо в своих домах в время рождественских праздников, мы ждем его на местах работы, подчас приходится работать в праздник Рождества, мы ждем его получи и распишись улицах городов и сел, потому что именно актеры вертепа добавляют прямой дух Рождества, который нам всегда нужен независимо ото возраста, погоды или места пребывания.
С праздником Рождества! Пущай добрые пастушки с царями принесут радостную весть в ваш беседка и наполнят ваши сердца счастьем и покоем!
Все фотография: M&M Photography