Татьяна Марголина: «К рекомендациям уполномоченного чиновники обязаны прислушиваться»

Мaргoлинa

Срeди мнoжeствa гoсудaрствeнныx дoлжнoстeй Упoлнoмoчeнный пo прaвaм чeлoвeкa стoит oсoбнякoм. Этo дoлжнoсть пeрсoнaльнaя, дeйствуeт Упoлнoмoчeнный нa oснoвaнии публичнoй присяги, принeсeннoй нa Зaкoнoдaтeльнoм Сoбрaнии крaя.  Учреждение Упoлнoмoчeннoгo сoздaн для зaщиты прaв и свoбoд грaждaн, в тoм числe oт нeпрaвoмeрныx дeйствий oргaнoв влaсти и мeстнoгo сaмoупрaвлeния. Чeм мoжeт пoмoчь Упoлнoмoчeнный пo прaвaм чeлoвeкa? В кaкиx случaяx необходимо обращаться именно к нему? Об этом и многом другом нам рассказала Доверенное лицо по правам человека в Пермском крае Татьяна Ивановна Марголина.

 

НАШЕ Булава — ПРАВОВЫЕ АРГУМЕНТЫ

– Татьяна Ивановна, в каких случаях человеку овчинка выделки стоит обратиться к Уполномоченному? Ведь есть множество государственных институтов, пупок развяжется можно пожаловаться в случае нарушения прав, например суд возможно ли прокуратура.

– Институт Уполномоченного по правам человека отнюдь не единственный институт, защищающий права человека, но если нарушенные компетенция не были восстановлены другими государственными органами: надзора либо — либо власти, в этом случае обращаются ко мне. Я и сотрудники аппарата смотрим, какие были обращения, за каким основаниям человеку было отказано в его прошении. На случай если это очевидное нарушение, наша задача – произвести такие поведение, чтобы право человека было восстановлено именно тем государственным может ли быть муниципальным служащим, который его нарушил. Если найти план решения сложно, обращаемся к надзорным органам. Уполномоченный по правам человека – сие не властный орган, а правозащитный, и его оружие – сие прежде всего правовые аргументы. Значительная часть претензий, которые предъявляют гоминидэ, устраняется сразу после обращения Уполномоченного, устного или письменного, в ареопаг местного самоуправления или в орган государственной власти. Бывает сложнее, нет-нет да и в законе не очень четко сформулировано  решение конкретного вопроса. Же тогда у Уполномоченного есть право обратиться с инициативой об изменении в воздействующий законодательный акт к губернатору, депутатам Законодательного Собрания.

– Сколь(ко) быстро обращение попадает лично к Вам в руки и что происходит задним числом этого?

– Как правило, сразу же в день обращения. Я адресую его своим специалистам, и они определяют, кое-что с ним надо делать. Обычно в течение пяти дней ориентация работы с жалобой уже определяется. Например, жалобы на коллегия – это не компетенция Уполномоченного, и обращение отправляется тем, кто именно определяет правомерность этой жалобы. Или по тексту пишущий эти строки видим, что нужна реакция прокуратуры, – тогда автор отправляем запрос туда. У меня есть уникальная возможность, и сие определено законом, – сроки ответов на запросы Уполномоченного сокращены предварительно пятнадцати дней. Иногда полученного ответа недостаточно, и нужно предпринимать еще какие-то шаги. Но о каждом таком шаге автор этих строк информируем заявителя. То есть люди знают и видят, что-то мы делаем для них.

 

ЗА БЫТОВЫМИ ВОПРОСАМИ ПРЯЧУТСЯ СИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

– А мере) глобальной должна быть проблема, чтобы человек мог толкнуться к Уполномоченному?

– Эта проблема должна быть, безусловно, важной в целях человека. Но в первую очередь необходимо, чтобы и сам возлюбленный пытался ее решить. Возможно, вместе с теми органами начальство и местного самоуправления, которые за это отвечают. А если некто, например, не обладает юридическими знаниями, мы можем проконсультировать его до правовым вопросам. Иногда полезнее бывает рассказать человеку о фолиант, куда ему надо обратиться для того, чтобы некто смог решить свою проблему самостоятельно.

Это не я не я буду глобальные проблемы, бывают и обычные вопросы. Впрочем, обращение одного конкретного человека может растрезвонить нам о какой-то системной проблеме. Например, человек из-за прошлый месяц получил определенную сумму, сейчас выполнил ту но самую работу, но у него значительно уменьшилась заработная процент. А от руководителя учреждения никакой объясняющей информации нет. В прошлом году самый с этой темой к нам обращались сотрудники образовательных организаций. Егда эта проблема всплыла, оказалось, что на стимулирующую осколки фонда оплаты труда – а зарплата складывается из базовой части и стимулирующей – маловыгодный были заложены средства в бюджет. Получив сигнал об этом, исполнительная и законодательная власть по итогам полугодия увеличили фонд заработной платы педагогических работников, и геморрой была снята.

– У чиновников есть обязанность прислушиваться к Вашим словам?

– Пусть будет так, они обязаны это делать. Мало того, закон предусматривает грех пополам государственных гражданских и муниципальных служащих за воспрепятствование деятельности Уполномоченного, ради формальные ответы, то есть за ответы не числом существу или, не дай Бог, отсутствие ответов Уполномоченному. Без- реагировать они не имеют права.

Бывает иногда, будто в чем-то есть правда человека, в чем-то наворачивать правда представителя власти. Тогда Уполномоченный выступает как маклер в том, чтобы одна сторона услышала вторую. В арсенале Уполномоченного после правам человека есть переговорные процедуры (или медиация) – от случая к случаю две стороны встречаются и вместе решают проблему, которая их разъединила. И, мимоходом, такие процедуры восстанавливают отношения между людьми. Между человеком – жителем региона и в среде человеком – должностным лицом.

– А на что чаще (за сейчас жалуются люди?

– В структуре обращений у нас сильнее всего жалоб на нарушения социальных прав, а среди них – возьми нарушения жилищных прав, и тут спектр самый разный. К примеру, непредоставление крыши надо головой. То есть к нам обращаются люди, например, соответственно поводу того, что у них сгорел дом. Живут в бане. В поселении им помочь без- могут, а своих ресурсов у этих людей нет. Когда наша сестра получаем такое обращение, то начинаем выяснять, есть ли в этом поселении мобильный жилищный фонд, куда людей можно переселить. Оказывается, сего фонда нет. Тогда мы задаемся вопросом: а может состоять, и в других районах его нет точно так же? И в самом деле, что у нас вообще в очень малом количестве районов принимать муниципальный жилищный фонд для временного проживания. Мало того, да мы с тобой смотрим статистику наличия этого маневренного жилищного фонда по (по грибы) последние годы и видим, что он сокращается в целом ровно по краю. И тогда обращение одной или нескольких семей вскрывает общекраевую проблему, которая требует системного решения.

Уминать жалобы и от тех, кто стал участником программы переселения, – получи и распишись то, что жилье, которое строится или предоставляется, – некачественное. Особенно трудно пенсионерам, которые давно живут в своей комнатке или квартире, они ее обустроили, и хоть весь дом в ужасном состоянии, но там всё больше-менее прилично. А сейчас им предлагают вторичное жилье в двушничек, в три раза хуже, чем то, которое есть. Они чу: «Нам жизни не хватит для того, затем чтоб еще и его обустроить!» Тут нашими надежными партнерами являются районные и городские прокуратуры, которые смотрят получи и распишись правомерность выделения или покупки именно этого жилья для того переселенцев из аварийного.

И есть еще категория людей, которые в сии программы пока не вошли, хотя они знают, зачем статус домов как аварийных уже определен, они должны бытийствовать переселены. Я очень надеюсь, что после Госсовета по вопросам развития строительного комплекса и совершенствования градостроительной деятельности появится расшивка этого вопроса и на федеральном, и на краевом уровнях. И и наш временно исполняющий обязанности губернатора Максим Решетников говорит, зачем средства на переселение из аварийного жилья в Пермском крае выделят и удлинение. Ant. сужение программы уже в следующем году будет организовано. Очень животрепещуще, что есть перспектива решения этого вопроса. Иногда дать начало надежду – уже немало.

 

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Нате ЗАЩИТЕ ПРАВ ГРАЖДАН

– Каким образом можно адресоваться к Уполномоченному по правам человека?

– Во-первых, гоминидэ могут написать мне письмо. Второй вариант – только и можно прийти в приемную Уполномоченного по ул. Куйбышева, 8 в городе Перми. Повадки проходят два раза в неделю, причем один день – утреннее шанс, а второй – вечернее, с 17 до 20 часов. Да мы с тобой специально так сделали, чтобы работающие люди имели способ прийти вечером. У нас есть государственная приемная и в Кудымкаре, преднамеренно для жителей Коми-округа, но она работает в (высшей степени специальным образом – в Кудымкаре она не всю неделю, служащий аппарата Ираида Карпова проводит выездные приемы в поселениях округа, в глубинке. Пирожное – это мои личные выездные приемы. В прошлом году наш брат сделали это приоритетом и по статистике увидели, что к нам чаще целом) обращаются люди, которые, что называется, вживую общаются с Уполномоченным. Таковой формат позволяет более глубоко понять  проблему человека,  усмотреть какие-то нюансы. С другой стороны, выездные приемы уникальны тем, почему в них вместе со мной участвуют и представители администрации, местного самоуправления, прокуратура, территориальные органы министерства социального развития. И многие вопросы можно решить на месте. Кроме того у нас глотать сайт, через который можно направить нам жалобу может ли быть обращение. А еще наше ноу-хау – это скайп-ухватки, когда сотрудники нашего аппарата общаются с людьми при помощи специальной Всемирная сеть-программы. Нашими надежными партнерами в этом являются районные библиотеки. В них питаться центры правовой культуры, где обычно и организуются такие повадки. Кстати, и выездные приемы мы проводим не в администрациях, а для базе библиотек,  потому что многие библиотеки стали настоящими центрами правового образования граждан.

– Кто такой чаще всего обращается за помощью? По большей части пенсионеры, которых Ваша милость как-то назвали самой незащищенной категорией населения?

–  Безлюдный (=малолюдный) только. Появляются и другие категории обратившихся, например молодые семьи, подрастающее поколение люди вообще. Может быть, потому, что форматы работы с населением изменились. Молодежи нужны современные технологии. Подчас мы открыли возможность обращения через сайт, к нам зараз пошли письма людей работоспособного возраста, владеющих компьютерной грамотностью. И, в нужный момент, пенсионеры тоже (в сравнении, например, с пятью годами ранее) стали больше компьютерно грамотными. И лично, и внуки помогают им освоить эту арктогея знаний. А жизненный опыт пенсионеров таков, что им не более чем дай источник – они точно всё поймут и однако сделают.