В этом году День автомобилиста получился в Прикамье действительно праздничным. Ведь что может порадовать водителя любого автомобиля больше, чем хорошая дорога? А в Пермском крае 2016 год не случайно называют «годом дорожного ремонта»: к окончанию строительно-ремонтного сезона состояние дорог кардинально изменилось к лучшему. Как удалось добиться такого результата? Надолго ли это? И что ждет жителей края в дорожной сфере дальше? Попробуем разобраться.
Достижения краевого масштаба
В Пермском крае более 20 тысяч километров дорог с твердым покрытием. Понятно, что содержание, ремонт и реконструкция такого обширного дорожного хозяйства ежегодно требует крупных денежных вложений. В этом году на эти цели в краевом бюджете было запланировано более 8 миллиардов рублей. И сейчас уже можно с уверенностью сказать, что деньги потратили не зря.
В 2016 году было отремонтировано 168 км краевых дорог, из них 48 км – капитально. На муниципальном уровне в нормативное состояние приведено более 170 км дорожного полотна: на большинстве дорог заменили асфальтовое покрытие. «Сегодня очень много участков дорог, на которых мы начинаем проводить текущий ремонт, когда, казалось бы, они еще нормальные, но появляется колейность, превышающая норму, – отмечает председатель комитета по развитию инфраструктуры Законодательного Собрания Пермского края Виктор Плюснин. – Работы уже начинают вести: снимается слой старого асфальта, укладывается новый – и дорога продолжает жить».
Капитальный ремонт автомобильных дорог регионального значения был проведен в Гайнском, Кочевском, Александровском, Горнозаводском, Чернушинском, Красновишерском, Большесосновском, Карагайском, Ильинском и других районах края. Внимание уделяли как крупным региональным дорогам, так и местным. В 2015–2016 годах субсидии, общий размер которых составил 3,5 миллиарда рублей, получили 46 муниципалитетов края. Деньги были направлены на работы по проектированию, строительству (реконструкции) и приведению в нормативное состояние более 250 км автомобильных дорог общего пользования местного значения.
В крае активно велись не только ремонтные, но и строительные работы. Ключевыми объектами дорожного строительства на региональном уровне стали Восточный обход, участок трассы Пермь – Усть-Качка, дорога Пермь – Березники. Большие перемены произошли на трассе федерального значения Пермь – Екатеринбург: в окрестностях Бершети открыли шестиполосную магистраль протяженностью 14 км, по которой можно ехать со скоростью 110–120 км в час. Теперь проезд этого участка у автомобилистов вместо 30 минут занимает 5–7. Введен в эксплуатацию и участок трассы М7, известный как обход Краснокамска.
Пермский миллион
Происходившее на дорогах краевой столицы стоит отметить особо. В начале года губернатор Пермского края Виктор Басаргин поставил задачу привести пермские дороги в порядок. На эти цели было дополнительно направлено около 350 миллионов рублей из федеральных субсидий. В итоге Пермь может гордиться рекордом: отремонтирован миллион квадратных метров дорожного полотна! Это достижение, впечатляющее не только в масштабах Пермского края. «Если в этом году сделать список по выполнению дорожных ремонтов, то город Пермь будет на первом месте именно из-за цифры в миллион квадратных метров, – отмечает директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов. – Если сравнить с другими городами, то в Кирове отремонтировано триста двадцать тысяч квадратных метров, в Ижевске – пятьсот сорок тысяч. Ударными темпами поработал Екатеринбург, но и здесь всего лишь восемьсот тысяч квадратных метров».
Работы по дорожному ремонту велись практически во всех районах Перми. При выборе проблемных дорог учитывали пожелания жителей города. «В этом году мы отремонтировали 86 объектов, и 15 из них были сделаны за счет федерального финансирования – это улицы Куйбышева, Мира, Карпинского, Ленина, Целинная, Гальперина. Объем работ по текущему ремонту в 2016 году равен 4–5-летней программе предыдущих лет», – подчеркнул временно исполняющий полномочия главы Перми Дмитрий Самойлов.
Как и на краевом уровне, ремонтом дорог не ограничились. В Перми завершилась реконструкция двух крупных транспортных узлов: на площади Восстания и улице Макаренко. Теперь скорость движения транспорта в этих двух «бутылочных горлышках» пермской дорожной сети значительно повысилась на радость автомобилистам.
Битва за Качество
Объемы проведенных в Прикамье дорожных работ поистине впечатляют. «2016 год был непростым: из-за погодных условий и природных катаклизмов во многих территориях пострадала дорожная инфраструктура. Важно, что этот год стал небывалым по той помощи, которая была оказана из федерального центра: на муниципальные дороги нам было дополнительно выделено порядка 500 миллионов рублей. Из них 350 миллионов было направлено на дорожную сеть Перми. Отмечу, что на сегодня план по исполнению ремонта дорог в Перми выполнен на 98%, в крае – на 97%», – говорит глава региона Виктор Басаргин.
Но не сказалась ли погоня за количеством на качестве? По распоряжению губернатора все работы, которые выполнялись в этом году по текущему ремонту, особенно с привлечением федеральных средств, находились под контролем общественных наблюдателей. Они проверяли качество дорожного полотна с помощью специальной техники. «Команда состояла из 48 человек. Мы выезжали на дороги, как в городе, так и в Пермском крае, – рассказывает куратор федерального проекта «Урбания» Михаил Борисов. – На всех участках мы составляли листки наблюдения, и там, где были какие-то нарушения, составлялись соответствующие акты. Все выезды сопровождались представителями заказчика и подрядной организации. Сейчас большинство нарушений, которые были выявлены, уже исправлены и нами проверены».
Стоит отметить, что на большей части пермских дорог в этом году укладывался щебеночно-мастичный асфальт, который является более износоустойчивым. Насколько прочным и устойчивым к капризам уральской погоды окажется новое дорожное полотно, покажет время. Но на случай, если что-то будет не так, в Перми существует база по гарантийным обязательствам подрядчиков, которая находится в открытом доступе. «В других городах вы такой базы не найдете, – отмечает Михаил Якимов. – Она просто у них не ведется».
Взгляд в будущее
Был ли пермский «дорожный миллион» разовой акцией? Городские власти уверяют, что нет. Планы на будущее не менее амбициозны. Это и строительство развязки на улице Героев Хасана, и создание транспортно-пересадочного узла на улице Строителей, и ремонт трамвайных путей на Северной дамбе, и внедрение системного подхода к ремонту тротуаров. Глава региона поручил Дмитрию Самойлову при формировании перечня объектов дорожного ремонта учесть пожелания жителей. «Многие территории уже работали по советам населения после наших встреч.
Важно, чтобы в городе эта работа тоже была проведена», – подчеркнул губернатор.
А краевое Законодательное Собрание уже приняло перечень объектов дорожного строительства на ближайшие три года. В него вошло 27 объектов, в числе которых 14 мостовых и надземных переходов. Уже начатые сегодня проекты, такие как строительство развязки к новому терминалу аэропорта, второй очереди Восточного обхода и участок дороги Березники – Соликамск, будут завершены. Продолжится работа по крупным проектам: обходу Чусового, строительству моста через Чусовую. В этом году определился подрядчик участка федеральной трассы Пермь – Екатеринбург от Лобаново до Кояново: новая дорога там должна появиться в 2017 году.
«Темпы ни в коем случае не нужно снижать, нужно продолжать работать. Для этого есть все предпосылки, – говорит Виктор Плюснин. – В свое время, в силу ряда обстоятельств, мы частично занимали деньги в Дорожном фонде. Позиция и президента, и губернатора – такую практику нужно прекратить. В ближайшее время, по сути, будет возврат тех средств, которые мы выделяли из Дорожного фонда в общий бюджет. В жестком режиме будет работать норма, что деньги Дорожного фонда нельзя расходовать ни на какие цели, кроме как реконструкцию, строительство, ремонт и содержание дорог».
«Реализация программ будет продолжаться, – обещает Виктор Басаргин. – Необходимо дополнительно выделять муниципалитетам финансы на благоустройство дворов и продолжать программы по ремонту и содержанию дорожной сети муниципалитетов. Важно, чтобы не было никаких замещений муниципальных средств – краевые и федеральные деньги должны быть дополнительным ресурсом. Это позволит действительно увеличить объемы работ».
Способствуют построению обширных дорожных планов и федеральные субсидии. Предполагается, что в 2017 году они составят 1 миллиард рублей.