Когда в магазине мы случайно покупаем некачественные товары, мы в общих чертах знаем, какие у нас есть права и что нужно предпринять. А как быть, если нам предоставляют некачественную финансовую услугу? Банкомат «съел» карту, а банк не торопится выдавать новую. Страховая фирма отказывается покрывать расходы в полном объеме. С вашего счета незаконно списаны средства. О том, где лежит «жалобная книга» финансовых услуг, рассказывает помощник управляющего отделением Пермь Банка России Вячеслав Белобородов.
– Как быть при получении некачественного финансового продукта?
– Давайте сначала определим, что такое «некачественный финансовый продукт». Как правило, речь идет о финансовом продукте, который не соответствует условиям, прописанным в договоре. Так что прежде всего, приобретая на рынке финансовую услугу, внимательно читайте договор. Иначе может случиться, что вы недовольны, а сделать ничего нельзя – договор с неподходящими вам условиями вами же и подписан.
Если вы перечитали договор и его условия действительно нарушены, прежде всего всё-таки нужно обратиться в организацию, которая предоставила вам некачественную услугу. Попробуйте просто позвонить. Если вопрос сложно решить по телефону или телефонные переговоры ни к чему не привели, далее всё общение с финансовой организацией лучше проводить письменно. Необходимо написать организации претензию, изложить суть своих требований. И обязательно укажите срок, в течение которого рассчитываете на решение вашей проблемы или хотя бы на получение ответа. Вполне вероятно, что организация-нарушитель одумается и самостоятельно исправит все ошибки.
Если всё-таки ответ вам не поступил или поступил, но вас не устроил, тогда у вас есть возможность обращаться в контрольно-надзорные органы. Если речь идет о навязывании услуг, нужно обращаться в Управление федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю или Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю. Например, люди сталкиваются с навязыванием услуг при приобретении ОСАГО. Приходит человек оформить страховку, а ему говорят: полисов нет, записывайтесь, получите через месяц. Но если купите у нас и страхование жизни, то полис появится через 5 минут. Это навязывание услуги, в этом случае вы можете обратиться за защитой своих прав в УФАС. А чтобы доказать, что вам навязывали ненужную услугу, сделайте звуковую или видеозапись вашего общения с менеджером – страховая компания обязана предоставить вам такую возможность.
Дополнительную защиту от навязывания страховых услуг предоставляет «период охлаждения»: в течение 5 дней с момента покупки полиса добровольного страхования вы можете отказаться от него, и страховая компания обязана вернуть вам деньги в течение 10 дней.
Мегарегулятором на финансовом рынке является Банк России. В случае возникновения сложностей вы можете обратиться на официальный сайт http://www.cbr.ru/, где есть специальный раздел «Интернет-приемная», либо письменно в отделение Пермь по адресу: 614990, г. Пермь, улица Ленина, 19. Когда вы составляете жалобу, обязательно приложите копию договора оказания финансовых услуг, всей переписки с финансовой организацией – претензию и ответы на нее. В этом случае нам будет проще разобраться.
И, пожалуйста, укажите свои контактные данные, это очень важно. Порой при обращении через Интернет-приемную заявитель использует виртуальное имя и не оставляет обратного адреса.
На любое обращение мы обязаны ответить в течение месяца.
Хочу обратить ваше внимание, что Банк России не может вмешиваться в оперативную деятельность финансовых организаций, и в конечном итоге, если клиент и организация не найдут общий язык, разрешать конфликт будет суд. Но часто в процессе нашего разбирательства, если финансовая организация видит, что она действительно поступила некорректно, она достаточно часто признает и исправляет свои ошибки, так что судебного разбирательства удается избежать.