Oн имeл пoтрясaющий успex зa грaницeй, a вoт в сoвeтскoм Сoюзe его сняли с проката с-за национализма и кровавых сцен. Немой казацкий боевик «Тарасий Трясило», снятый в Украине в 1926 году, в конце 30-х общий потерялся. 17 лет назад одну из его копий нашли в Париже, и на днях этой лентой открыли фестиваль немого кино.
Встретить на отреставрированного «Трясило» в основном пришли люди, причастные к искусству. В конечном счете, немая лента оживает как только за инструменты садятся музыканты.
В экране – популярный в 1920-е годы актер Амвросий Бучма. Возлюбленный исполняет роль главного героя – крестьянина, который сбежал сверху Сечь и поднял казаков против польской шляхты. И, убеждает Трясило, они безвыгодный лучше татар, которых казаки считают главным врагом. Перипетии происходят в середине XVII века.
Сестру Тараса играет популярная тут-то Наталья Ужвий. Это первая ее главная роль в кинокартина.
Натурные съемки проходили в Киеве, Житомире, Днепре и Умани. А в Одессе построили исполненный городок – курени, избы, церкви. Художник фильма советовался со знатоком истории Дмитрием Яворницким. Вследствие этого получилось натуралистично.
Зрителям понравилось. А вот советские рецензенты картина забраковали и сняли с проката. Из-за национализма и жестокости. И без- столько к полякам, как к татарам.
«Казаки воюют с несхожий нацией – турками и татарами. В Советском Союзе турки и татары должны были обращаться друзьями. А украинская нация должна быть унифицирована вместе с Советским Союзом в одно система. Ant. часть», – рассказала киновед Национального центра Довженко Анна Онуфриенко.
А гляди за рубежом вкусы киноведов и зрителей совпали.
Нынешний фильм благосклонно встретила не только Европа, в частности Город на берегах Сены, а и США благодаря своей этнографичности и экзотичности. Массовка, 10 тысяч казаков, лошади скачут – оно поражало своей визуальностью, – рассказала шеду фондов Национального центра Довженко Татьяна Майборода.
Отчего не удивительно, что в «загашниках» парижского киноархива и сохранилась экземпляр фильма. С французскими субтитрами. Пленку в конце 90-х нашел местный киновед украинского происхождения Любомир Госейко. Два года отворотти-поворотти ее купила Украина, а в Центре имени Довженко 72 секундный блокбастер год покадрово вручную восстанавливали. Результат критикам понравился.
Киноведы надеются, по какой причине в европейских киноархивах, возможно, есть и другие украинские шедевры, которые советская власти ( забраковала.