Леонид Каденюк: После полета в космос я начал по-другому относиться к миру

Лeoнид Кaдeнюк – Гeрoй Укрaины, пeрвый кoсмoнaвт нeзaвисимoй Укрaины. В интeрвью 24 Кaнaлу oн рaсскaзaл, кaк пoявилaсь мeчтa пoлeтeть в кoсмoс и скoлькo oн к нeй шeл, a тaкжe чтo нужнo, чтoбы стaть xoрoшим кoсмoнaвтoм.
Пoчeму Вам стaли кoсмoнaвтoм? Кoгдa пoявилoсь тaкoe жeлaниe?
Мoя мeчтa рoдилaсь 12 aпрeля 1961 гoдa, кoгдa чeлoвeк впервой полетел в космос. Мне тогда было 10 лет. Порыв Гагарина — это было чрезвычайное достижение человека. Это приступ новой эры в истории человечества. На одной из миллиардов культиватор во Вселенной, цивилизация этой планеты создала такие технические фонды, с помощью которых она смогла преодолеть притяжение своей планеты и высказывать(ся) в космос. И тогда, в тот день, у меня появилась мечта поделаться космонавтом. Если эту мечту смог воплотить мальчик с буковинского села, ведь так же она может быть осуществлена любым. Питание человека должна начинаться с мечты. На своем примере я убедился в этом. Воздушный замок помогает человеку преодолевать трудности, направляет, дисциплинирует и помогает высуживать своих целей.
Как Вы стали космонавтом? Что же для этого нужно было сделать?
Первым медленный к осуществлению мечты было становление летчиком-истребителем. Надо было забраться в высшее военное авиационное училище, что я и сделал после школы. Я знал, зачем космонавт — это профессия, которая требует больших знаний и крепкого здоровья, вследствие того я много занимался спортом, учился. Когда в 1976-м году состоялся следующий набор, это был шестой набор после гагаринского, в формирование космонавтов, я, конечно, написал рапорт, что хочу принять помощь в этом отборе, хочу стать космонавтом. С 3-х тысяч кандидатов, молодых летчиков-истребителей, отобрали группу с девяти человек. Я попал в эту девятку. В конце концов с этой группы я остался один. Я прошел чрезвычайно жесткую комиссию. Нас готовили в качестве кого командиров многократного транспортного космического корабля «Буран». Это громадный корабль, который очень похож на американский «Спейс Челнок», на котором я и полетел потом. Если первых космонавтов набирали с целью, что-нибудь они должны улететь в космос и вернуться оттуда живыми-здоровыми, так мы уже должны были лететь и выполнять там научные эксперименты. Вследствие этого мы изучали многие науки: медицину, биологию, астрономию, астрофизику, геологию, экологию. Двуногий, который летит в космос, должен быть разносторонне грамотным. Еще в космическом полете я убедился, что даже тех знаний, которые я получил, без- хватало для того, чтобы понять некоторые вещи через некоторое время. Но, как оказалось, ими не обладает сама дисциплина.

Что было самым трудным?
Самое трудное пользу кого космонавта — это ожидание. Это неопределенность — полетишь ты али не полетишь. Среди тех, кто был отобран, чисто правило, из каждого набора летали 50-60%. А остальным — круглым счетом и не удалось. Если мечта родилась 15 апреля 1961 годы, а полетел я 19 ноября 1997 года, то получается 36 полет я ждал этого момента. Даже помню, когда старт, нет-нет да и включились двигатели и мне как раз навеяло слова изо песни из кинофильма «17 мгновений весны»: «И твоя милость порой почти полжизни ждешь, когда оно придёт твое мгновенье».
Который Вам помогло в течение всех этих лет не отступиться ото своей мечты?
Такая настойчивость в достижении цели. Вследствие того что очень хотелось полететь в космос, увидеть какой симпатия, что такое космос. И вообще столкнуться с теми всеми факторами космического полета. Гляди любопытство и все. Там что-то в человеке сидит, в психике. Вишь оно и регулирует острое желание видеть.
Что Вас чувствовали, когда оказались на орбите Земли?
Меня нередко спрашивают было ли страшно. Я говорю, что было исключительно интересно, а не от того, что что-то может переспать. Я много лет был летчиком-испытателем, испытывал самолеты и, вестимо, как и у каждого испытателя, было много аварийных ситуаций. Благодаря чего нервная система притупилась к отказам, к стрессовым ситуациям. Был такого рода ученый Ганс Селье, который говорил, что стресс — сие не то, что вы восприняли, а то, как вам это восприняли. Воспринять можно все что угодно, же как отреагирует нервная система — здесь уже у каждого свое. Ведь есть одно и то же событие для кого-в таком случае может быть стрессом, а для другого — нет. Для меня нынешний полет, старт вывода на орбиту не было стрессом. Страха отнюдь не было. Было такое огромное напряжение пока не вышел для орбиту.

После возвращения на Землю как Ваш брат себя чувствовали?
Я не почувствовал никакого негативного влияния, пусть бы после полета я начал себя чувствовать так, как к полету, идеже-то через несколько недель. То есть шла такая переадаптация к земным условиям. Прилаживание к состоянию невесомости — это сложнее, потому что в человеческом организме происходят сотни процессов, которые сформированы в условиях гравитации. Из-за этого и отборы были такие чрезвычайно жесткие. Человек должен находиться (в присуствии) идеальным. И вестибулярный аппарат должен быть прочным. Я помню, кое-что надо было 15 минут в кресле просидеть, когда тебя крутят. И кое-какие летчики, летавшие на истребителях, уже через 3-5 минут говорили: «Я поуже не хочу быть космонавтом, только остановите это стул». Вот насколько ему делалось плохо.
Сложно пр космическим кораблем?
Многократные космические корабли, такие подобно ((тому) как) «Буран» или американский «Шаттл» — это вообще самое сложное с точки зрения техники, аюшки? когда-либо было создано человеком. Они построены с использованием авиационных и космических технологий. Вона представьте себе, где-то около 2 миллионов систем, узлов, агрегатов, которые должны наряду с этим работать и при отказе какого-то может произойти выход из строя или даже гибель корабля вместе с экипажем. Поэтому, спору нет, надо было готовиться к этому.

Моя группа отнюдь не просто изучала этот корабль — он создавался параллельно с нашей подготовкой, и ты да я принимали непосредственное участие в этом. Более того — мы отрабатывали саму посадку корабля, потому-то что она осуществляется без использования двигателей. То лакомиться корабль, который весит около 100 тонн, без двигателей, легко из космоса падает. Ну падение, конечно, управляемое. И пора было посадить этот 100-тонный корабль на взлетно-посадочную полосу. Я отрабатывал глиссаду, в таком случае есть посадку на самолетах, которые своими аэродинамическими характеристиками более чем близки к космическому кораблю. А это самолеты МиГ-25, Минутка. Ant. вечность-31, МиГ-21. На протяжении своей взлетно-испытательной работы я летал бери около 60-ти типах самолетов. То есть утилитарно на всем, что было в те времена в Советском союзе, большею частью на истребителях. Истребители — это маневренные самолеты. Это мои любимые самолеты.
У Вам профессия с риском для жизни. Как Вы готовились к тому, точно в полете может произойти все, что угодно?
Все конечно, летчик-испытатель когда садится в самолет, он не знает, подобно ((тому) как) он себя поведет, этот самолет. Ну и зависит с задачи, которую он выполняет. Есть такие задачи, твоя милость летишь и готовишься к катапультированию, чтобы бросить самолет, когда спирт сломается. Есть такой вид испытаний — на прочность. И твоя милость летишь и специально его ломаешь по заданию конструктора. И после этого надо быть готовым, чтобы вытащить своевременно поручни катапультирования.
По прошествии времени возвращения из космической миссии Вы летали?
Летал издревле уже — в 1997 году на истребителе, правда американском. С течением времени, в 2002-м или 2003-м — на спортивном самолете. Но хана-таки для меня это — истребители. Скоростные самолеты, маневренные, которые выполняют фигуры высшего пилотажа. Опосля и перегрузки и скорости большие. Вот МиГ-35. Там бойкость около 3 тысяч км в час. Они летают в стратосфере — высоты более 20 км. Приходилось летать много раз. Все конечно, хочется сесть полететь, покрутить пилотаж в небе. Когда летал для самолетах, никогда не снились полеты, а потом, как всего прекратил летать, — очень часто снятся.
Вы в хорошей форме, (то) есть поддерживаете свое здоровье?
Я люблю спорт. Я всю долголетие занимаюсь спортом, буквально с детства. Ну и сейчас продолжаю. У меня обожествляемый вид спорта — это бег на длинные дистанции. Я начал ходить, когда был отобран в отряд космонавтов и надо было выказывать хорошие параметры сердечно-сосудистой системы и других систем. Следовательно я считаю, что бег — это такой комплексный вид нагрузки, какой влияет положительно, делает такой здоровый стресс всему организму.

Хотели бы сызнова полететь в космос?
Хотелось бы еще полететь в макрокосмос. Американский астронавт Джон Гленн — это был первый америкосовский Юрий Гагарин, который совершил первый орбитальный полет. А в рассуждении сего в возрасте 77 лет он улетел еще раз в мир. Он был профессиональным летчиком-испытателем, астронавтом и затем сенатором. И вишь когда он прилетел — он сказал такую фразу: «Когда-нибудь рассматривать в иллюминатор космического корабля и видеть созданное, то со временем этого не верить в Бога невозможно». Ну надо сорвалось с языка, что у меня тоже возникли примерно такие же ощущения. Таково меня все это поразило. Эта красота Земли и макрокосм. 20 ноября этого года будет 20 лет осуществления полета. Я безвыгодный думаю, что я изменился, хотя сам полет — он влияет, (без, на человека с положительной стороны. Отношение к окружающему миру, к человеку, к любому живому существу становится капли другим. Допустим, сорвать листик или наступить на стебелек, каковой только пробивается к солнцу — это уже я сделать не могу. Оттого что это все живое, это надо чувствовать, фигли оно живет.
Вы единственный космонавт в независимой Украине, которому посчастливилось осуществить космическую миссию? Благодаря чему?
Мне тысячу) раз задают такой вопрос: «В чем секрет вашего успеха?» Я гарантирую, что никакого секрета нет. Все абсолютно просто: не грех бы и что-л. сделать иметь цель и много работать. Вот весь секрет.

+Відео