«Слeдуй инстинктaм, рeфлeксируй oбстoятeльствaм» – лoзунг oднoгo изо сaмыx успeшныx укрaинскиx тaтуирoвщикoв Виктoрa Кaрпeнкo (Boss). Имeннo oн привeл eгo к тoму, чтo xудoжeствeнный тaлaнт oн отнюдь не просто реализовал в тату-бизнесе, но и стал тем человеком, какой-никакой создал культуру татуировок в Украине.
В интервью сайту «24» зиждитель студии «Планета Тату», создатель фестиваля Tattoo Collection, верховное существо и председатель Украинской ассоциации тату и пирсинга Виктор Карпенко рассказал о часть, как нужно ломать стереотипы во время создания собственного бизнеса, а нужно брать за основу и почему творчество и бизнес – подобные шмотье.
Вы – человек, который в Украине татуировку с уровня армейских и тюремных наколок возвел в ступень искусства. Как так получилось?
Жизнь так сложилась. Я засранец творческий. Как любому творческому человеку, мне хочется зажигать что-то новое. Я по жизни первопроходец. У меня даже если есть татуировка соответствующая – две ласточки, символ пионеров.
Вследствие того именно татуировки?
Служил в армии художником, делал армейские «партачки» дембельськие, был таким кольщиком. Тушь, переделанная бритвочка «Спутник», наточенная струна гитарная — и кололи всем подряд. Так никогда не мог подумать, что буду заниматься татуировкой профессионально.
В 1999 году попал в Бог властвует, увидел там первую цветную татуировку. Стало интересно, езжай в салон, выучился, стал мастером, начал работать. Студия называлась «Ящерица». Потом сделал студию в Москве, на Арбате, первую в городе, называлась «Мир Дракон». Но я нигде не мог прижиться, потому как, как говорила моя бабушка, «вдома і камінець рідний».
Вернулись на флэт?
Вернулся. Приехал в Киев. Тут не было ни одной студии, был какой-никакой-то один «домушник», Дед, который дома делал. В итоге, первой киевской студией стала «Планетоид тату». «Студия» – это было громкое название. В ней сидел Вотан я в небольшом кабинетике. Вот это был и весь бизнес.
«Планетоид тату» начиналась именно как бизнес или это любовь делать что-то новое в татуировке?
Бизнес татушка для меня не первый. Был еще бизнес 90-х: рестораны, бары. Хотя он рухнул, там было основание неправильное. Начали свежеиспеченный бизнес. Мне всегда хотелось творить. Хотелось еще ради это получать какие-то деньги. Хорошо, когда занимаешься любимым делом, и тебе ещё раз за это платят хорошие деньги. Перепробовал разные варианты. Писал маслом держи холсте. Не пошло. В какой-то момент понял, как татуировка стоит нормальных денег, достаточных, чтобы семья далеко не нуждалась.
Я не мечтал стать татуировщиком. В любой старт жизни я мог повернуть в другом творческом направлении. Вот у меня рубашка «Життя без творчості – смерть». Якщо в мене забрати цю творчість, мабуть, помру.
В области сути, Вы построили рынок в Украине?
Да. Сие изначально было моим планом.
Почему?
В некоторых случаях я ездил работать в Европу, много катался по студиям, был способным, скажем так, заглянуть в будущее, увидеть, что ждет Украину из-за 10 лет. Понятно было, что волна популярности татуировок накроет нашу страну. Я смотрел, что такое? есть там и понимал, что буду строить у нас трошки другое, направлю движение в иное русло. Практика этой всей тусовки, ее цивилизованность в Европе другая – там все мрачновато.
По стилю то есть (т. е.) по организации?
По всему. Мне хотелось сильнее позитива. Чтобы фестиваль тату в Украине был семейным праздником. Желательно сделать его светлым и позитивным. Все эти европейские практики, когда-никогда люди висят на крюках, везде перевернутые кресты, сатанистская тематика, демонические костюмированные показы для европейских фестивалях – это все выбросили. Я человек верующий и безвыгодный хотел это демонщину в Украину нести.
Взял чуть самое позитивное, что на европейских фестивалях было, одел в обертку своего видения – и пока этот продукт уже в Украине. Наш фестиваль очень отличается ото всех. Мы сделали свое новое направление.
Поздно ли татуировка — украшение?
Дело не в украшении. Татуировка – сие больше самовыражение.
В нашем постсоветском пространстве татуировка ассоциировалась с армейской «нашивкой» и зековской тюремной «партачкой». Ми хотелось показать, что татуировка – это художественное произведение. Ась? есть большая разница между татуировкой армейской или тюремной и художественным произведением.
Вломинадзе было «ломать» это восприятие, и показывать, что тату – сие искусство?
Тяжело. Но получилось. Еще лет чирик назад, если бы я в таком виде вышел на улицу – гоминидэ оборачивались бы. Сейчас на меня никто не обращает внимания. Я себя чувствую ранее обычным – молодежь по уши закрашивается.
Тяжело было выстраивать работу с нуля?
Сие была не стройка, а пробивание большой бетонной стенки нашего совдеповского мышления маленьким молоточком. Ассоциативное дух у людей: татуировка – значит, сидел в тюрьме, вор. Тату постоянно связывалось с криминалом. Надо было разбить эти стереотипы.