«Любaя влaсть бoится пaники вклaдчикoв…»
Кaждый экoнoмист тож бaнкир, рoдившийся в сoвeтскую эпoxу, дoлжeн водиться знaть жуткую и стрaшную цитaту с «Кaпитaлa» Кaрлa Мaрксa: «Нeвыплaчивaeмыe крeдиты вeдут к бaнкрoтству бaнкoв, кoтoрыe будут нaциoнaлизирoвaны гoсудaрствoм, чтo в итoгe и привeдeт к вoзникнoвeнию кoммунизмa». Нo кoммунизмa у нaс тaк и нe случилoсь. Зaтo aктивнo дeйствуeт Фoнд гaрaнтирoвaния вклaдoв физичeскиx лиц кaк сaмoe нaтурaльнoe вoплoщeниe финaнсoвoгo «кoммунизмa». Oн дeлит aктивы бaнкoв, oтпрaвлeнныx НБУ нa ликвидaцию. Вoт тoлькo с «рaвeнствoм» и «спрaвeдливoстью» у нeгo кaк-тo истoричeски нe слoжилoсь.
Этo oчeнь вaжнaя, нo и oднoврeмeннo зaпутaннaя структурa являeтся свoeoбрaзнoй рoстoвщичeскoй лaвкoй, чeрeз кoтoрую прoxoдят знaчитeльныe oбъeмы срeдств, причeм гoсудaрствeнныx. Основа рaбoты oчeнь прoстoй. Фoнд oдaлживaeт у гoсудaрствa нeкий oбъeм срeдств, кoтoрый пoтoм дaeт в дoлг неплатежеспособному банку, которые, в свою цепочка, выплачиваются как гарантированные суммы вкладчикам. Дальше фонд продает активы банков и удовлетворяет близкие требования. Вырученные от продажи активов обанкротившихся банков хлеб идут на погашения долгов вперед государством.
Украина вообще – территория вечно обманутых вкладчиков. Ранимая украинская рабочая сила до сих пор обливается горькими воспоминаниями страхов и разочарований ото банкротства легендарного банка «Украина» в 2001 году. Раз уж на то пошло Фонду гарантирования вкладов физических лиц пришлось возместить выплаты около 217 тысяч вкладчикам, что ни говори это лишь составило 22,2% с общего количества лиц, которые имели ей-же-ей на возмещение. Генеральная прокуратура ажно возбудила свыше 30 уголовных дел, же виноватых ищут и поныне. А со временем клио с неплатежеспособностью и необходимостью выплачивать значительную компенсацию до вкладам повторилась. На этот разочек уже с банком «Надра», вызвав очередную волну упреков в сторону регулятора, финансового истеблишмента и правительство в целом. Тогда Фонд гарантирования вкладов оценил суммарную сумму выплат вкладчикам в 3,8 млрд гривен.
А в 2015-2016 годах была перевернута новая огромная сторона в истории «банкопада». Мы потеряли человек пятнадцать половину всей банковской системы. В перечне громких и скандальных банкротств одиноко выделяется неприглядная для репутации НБУ и всей финансовой системы страны казус с «Банком Михайловским». Помимо ситуации с возвращением стандартных банковских вкладов, туточки возникла проблема компенсации вкладов, размещенных в связанной с сим нерадивым банком частной структуре – «Инвестиционно-расчетном центре». Авторы схемы использовали оный факт, что наш доверчивый чернь не очень разбивается в деталях. Зато сии детали мог знать Национальный копилка, но не замечать их, вроде оказалось «сущая повседневность и серая стандарт» страшного банковского надзора.
Ситуацию, к месту, пришлось снова исправлять парламентариям. Инициированный Президентом Петром Порошенко и придержанный финансовым комитетом закон о защите вкладчиков, которые пострадали в результате этой аферы, предоставит Фонду гарантирования вкладов правовые основные положения для выплат 14 тысячам вкладчиков, оформившие инвестиции на связанные с «Банком Михайловским» финансовые компании получи общую сумму в 1,2 млрд гривен. Однако все эти паллиативные меры и мелкие косметические процедуры без- изменят неэффективной в корне системы гарантирования вкладов. Симпатия нуждается в комплексном и процессуальном преобразовании, круглым счетом как речь идет о значительных государственных средствах. Все ж таки только за последние три возраст пришлось потратить около 78 млрд гривен в это праведное дело, при этом хвост Фонда перед государственным бюджетом после прогнозам этого года составит 60 млрд гривен.
Ни Вотан из государственных органов не предложил сецессия из ситуации. Когда депутаты обсуждали ситуацию, связанную с принятием законопроекта о вкладчиках «Баночка Михайловский» на слушаниях в парламентском комитете, руководители НБУ ажно не появились. А ответственность за сжатие в банковской среде лежит прежде только (лишь) на них. Не удивительно, ровно основным двигателем прогрессивных новаций в сфере банковского законодательства стала объединение депутатов, объединенная в комитете по финансовым вопросам кайфовый главе с Сергеем Рыбалкой, предложившая Стратегию развития банковской системы нате ближайшие годы, призванную восстановить душа к банковскому сектору. На основе этой Стратегии депутаты предложили депеша нормативных актов о реформировании системы гарантирования банковских вкладов и НБ, какой полностью базируется на мировом опыте, и в первую выстрел, опыте европейских стран. Центральным в этом пакете является билль об усовершенствовании системы гарантирования вкладов физических лиц и процедуры выведения банков с рынка (№5256).
Целеустановка законопроекта – создать справедливую систему гарантирования вкладов, рационализировать процедуру выведения неплатежеспособных банков с рынка, оснастить эффективную защиту и простых вкладчиков, и предприятий. Ради этого предлагается совершенно понятный склад действий:
Сегодня система гарантирования вкладов находится в кризисном состоянии. Ни вкладчики, чьи суммы в банках превышают 200 тысяч гривен, ни крупные юридические лица без- могут рассчитывать на возврат своих вкладов. Как таким хитрым образом в неплатежеспособных банках утонуло с гаком 100 миллиарда гривен. У большинства вкладчиков, начиная с четвертой очереди кредиторов, почитай (что) нет шанса получить свои состояние от реализации активов.
Станок возврата средств путем взыскания с собственников и менеджеров неплатежеспособных банков, которые довели финансовое развертывание до банкротства, остается сказочной мечтой несчастных вкладчиков.
Средств ото продажи активов, зданий и техники литровка не всегда хватает, чтобы расквитаться, например, перед государством за фонд. Качество активов неплатежеспособных банков – отдельная псалом. Взять хотя бы девальвацию национальной валюты держи протяжении последних трех лет, которая привела к переоценке валютных активов, не без того при этом стоимость залога по существу не менялась.
Фонд гарантирования вкладов демонстрирует до чрезвычайности неумелое распоряжение залоговым имуществом должников неплатежеспособных банков, за примером далеко ходить не нужно, не принимая участие в судебных разбирательствах, ровно приводит к существенным потерям.
Неужто и самая примечательная проблема – долги Фонда поперед. Ant. после государственным бюджетом. За последнее исполнившееся Фонд одолжил у Министерства финансов возле 52 млрд гривен. Еще поблизости 10 млрд гривен он принуждён Нацбанку. Как правило, эти имущество шли на выплаты населению вдоль гарантированным вкладам. Естественно, Фонд осуществлял заимствования лещадь проценты (12,5%). То есть, к расходам прибавляется к тому же и траты на обслуживание долгов.
Любая воля боится паники вкладчиков. Там, идеже человек теряет деньги, появлется отчаянность. Ant. надежда. А любой грамотно поставленный политический уловка или эксцесс, провернутый ушлыми политиками с использованием обманутых и брошенных, может обнаруживать в себе деструктивный потенциал. И основное спрэй от паники – твердые финансовые гарантии и целенаправленная и кропотливая (рабочая власти по исправлению ошибок.
Конструкция гарантирования вкладов должна строиться держи трех базовых основах: — симпатия должна быть прозрачной, публичной и понятной; — симпатия не должна быть обременительной пользу кого государственной казны; — она должна лежать максимально справедливой и честной.
С запуском реформы гарантирования вкладов социальная достоверность имеет шанс обрести реальное реализация, успокоит участников финансового рынка и позволит перезагрузить in corpore сектор, вернуть доверие. Только между тем мы сможем рассчитывать на обычный экономический рост и стабильность.