Как разработка харьковских ученых помогла исследовать Антарктиду

70-грaдусныe мoрoзы. Пoрывы вeтрa 60 мeтрoв в сeкунду. Снeг, кoтoрый паче напоминает песок. В таких условиях люди доходили до Южного полюса. А чисто машины долгое время не могли. СССР трижды отправлял своих полярников, и трехкратно экспедиции терпели поражение. Нужно было создать особый транспорт, идеже бы объединились автомобильные технологии и авиационные. Эксперты были только-тол в Харькове.
На заводе Малышева взяли за основу орудийный тягач АТ, продлили его шасси и усовершенствовали гусеницы. Рабочая сила авиационного завода взялись за создание салона. В их распоряжении было 28 квадратных метров, в которые нужно приткнуть все: зону с двухярусными кроватями, кают-комнату, туалет с умывальником, радиостанцию и небольшую кухню. Фактура в ней можно было только разогревать консервы, а не подготовлять.

К концу 1958 года сразу три машины доставили в Антарктиду, а 10 января 1959 четвертая рассылка отправилась покорять полюс.
Максимальная скорость 30 км в часик, хотя реально двигались не быстрее 10-ти. Затем собственных 35 тонн, «Харьковчанка» тащила за собой снова и прицеп с топливом весом 70 тонн.
Генератор на (все) сто процентов обеспечивал электричеством. Мощная печка поддерживала температуру. Кузов с алюминиевой обшивкой покрыли изоляцией изо восьми слоев капроновой ваты. А лобовое стекло снабдили электроподогревом.
Команде было комфортно. Сие при том, что температура то опускалась до -72 градусов.
26 декабря полярники таки дошли задолго. Ant. с полюса, преодолев 2700 км.

В 1975 году харьковчане учли пожелания полярников и выпустили новую натура.
«Харьковчанка-2» имела лучшую теплоизоляцию, даже помимо отопления салон терял не более трех градусов. К тому а дизельный двигатель былд вынесен за пределы салона, фактически выхлопные газы сильно досаждали полярникам.
«Харьковчанка» прослужили в Антарктиде побольше 40 лет, еще и в начале двухтысячных ее можно обнаружить на кадрах с арктических станций.

+Відео