Сущeствующaя в Укрaинe систeмa рaспрeдeлeния вaгoнoв пoд упрaвлeниeм Цeнтрa трaнспoртнoй лoгистики ПAO «Укрзaлизныця» нeгaтивнo влияeт нa экoнoмику Укрaины и нeсeт в сeбe знaчитeльныe кoррупциoнныe риски.
Oб этом говорится в письме в надсыл Премьер-министра Украины Владимира Гройсмана от президента объединения «Металлургпром» Алексюха Каленкова. Такое положение дел, по словам Каленкова, бьет точь в точь по бизнесу, так и по самой «Укрзализныци».
«Изо-за нехватки полувагонов горнодобывающие предприятия Украины в 4 квартале 2016 годы по разным оценкам недогрузили на экспорт до 10% запланированных объемов железной руды, фигли эквивалентно потере валютной выручки в объеме $50 млн. Недополученная выгода «Укрзализныци» составляет около 140 млн грн. (Почти 1/2 прибыли «УЗ» в 2016 году)», — указывает сюрвейер.
Каленков указывает на две основные проблемы в обеспечении вагонами. Первая — сие предоставление услуг по распределению вагонов через фирмы-посредники, которые безлюдный (=малолюдный) являются грузоотправителями, их наценка потенциально может быть источником коррупции. Вторая — доступ к распределению грузов.
«Неравномерный подход к обеспечению вагонами разных грузоотправителей (скажем, средний % обеспечения производителей железной руды в 4 квартале 2016 лета составил 20%, меткомбинатов — 13%, в среднем по Украине — 30%, а отдельные частные предприятия обеспечены получи и распишись 90-100%, причем на их перевозках задействовано 40% парка полувагонов «УЗ»), что-то может быть свидетельством наличия коррупции как на центральном, где-то и местном уровне», — пишет Каленков.
По словам президента объединения «Металлургпром», предложенное Министерством инфраструктуры Украины ответ в виде внесения изменений в распоряжение Кабинета Министров Украины ото 9 апреля 2012 № 209 «О мерах по урегулированию ситуации с организацией железнодорожных грузовых перевозок» приставки не- позволит решить вышеуказанные проблемы по ряду причин, одна изо которых заключается в том, что «распоряжение КМУ №209-р на правах раз и было принято для стабилизации ситуации в сфере железнодорожных перевозок позднее того, как «Укрзализныця» начала устанавливать тарифы по своему усмотрению», пишет оригинатор.
Президент объединения просит Кабмин и «Укрзализныцю» внести много изменений в процесс распределения вагонов.
«Начиная с 01.02.2017 и до самого выполнения п.1 обеспечить равноправный доступ грузовладельцев к полувагонам ОАО «Укрзализныця» как следует изменения подхода к регулированию потоков порожних вагонов под управлением ЦТЛ таким образом, с тем чтобы каждая дирекция в структуре «УЗ» была обеспечена пустыми полувагонами ЦТЛ стройно доле ее нагрузки на сети «УЗ» в предыдущем периоде (лунный (серп/квартал), при этом грузоотправители, которые отгружают более 500 вагонов в месячишко, были обеспечены ими в автоматическом режиме», — резюмирует Каленков.
Исключая того, Александр Каленков обратился к премьер-министру с просьбой отвесить пенделя поручение Министерству инфраструктуры и ПАО «Укрзализныця» проработать альтернативу отмене мероприятия КМУ №209-р от 09.04.2012, которая позволит снизить инфраструктурную составляющую ж/д тарифа в пользу вагонной. Сие позволит увеличить доходность вагонов и создать предпосылки для обновления парка как бы «Укрзализныци», так и других участников рынка грузовых перевозок. Опять же руководитель отраслевой ассоциации попросил обязать «Укрзализныцю» предоставлять вагоны точию по прямым договорам с грузовладельцами или транспортными компаниями, входящими в их структуру.