Экономить на бензине: перспективы рынка электрозаправок

Мiровая пeрexoдит нa экoлoгичeскиe виды трaнспoртa. Прoцeсс этoт пoстeпeнный, нo нeпрeрывный. В Укрaинe пoслeдниe гoды тoжe прoдoлжaeтся оживление нa элeктрoмoбили. Зaтo в прoцeссe эксплуaтaции вoзникaeт ряд вoпрoсoв к иx oбслуживaнию. Нaпримeр, кaк пoживaют oпeрaтoры элeктрoзaрядныx стaнций в Укрaинe быть услoвии oтсутствия рынкa?
Пoчeму элeктрoзaпрaвки – этo пeрспeктивнoe веяние в бизнесе? Потому что в мире продажи электромобилей в третьем квартале сего года составили 287 тысяч, а это больше на 63%, нежели в прошлом году. При этом Украина заняла пятое местеч в международном рейтинге по темпам роста электромобилей. И это мало-: неграмотный случайно, ведь существует несколько причин, почему украинцы пересаживаются нате электрокары.
И пусть пока в Украине не так в избытке владельцев электромобилей, развивать соответствующую инфраструктуру нужно.
Наша сестра страна специфическая, со своим путем развития. Но находимся в глобальном рынке. Глобальные игроки для рынке авто переходят на электро, и заявляют, что живым духом не будет рынка авто с двигателями внутреннего сгорания. Будто означает, что завтра-послезавтра под нашу текущую инфраструктуру я не сможем купить новое авто. И такие факторы легко заставят создать такую инфраструктуру, – отметил в комментарии сайту «24» управляющий сектора «Энергетика» Офиса эффективного регулирования Алексей Оржель.
Снабжать электрокары можно и дома. Но электроподзарядка нужна на дальнее промежуток, в дороге. Это просто вопрос удобства пользования электрокаром. Забыли, невыгодный успели подзарядиться дома – нужно искать альтернативный вариант, с целью не оказаться без возможности доехать домой. А в более широком смысле проблемы – с намерением не оказаться на задворках мира. А пока в вопросе обслуживания электромобиля и его зарядки в Украине лопать определенные пробелы.
Где «накормить» электрокар
Глава Electrocars.ua Александр Кравцов в комментарии сайту «24» рассказал, почему на самом деле электрозарядных станций в Украине больше, нежели в Польше (сравнить «концентрацию» электрозаправок можно на сервисе plugshare.com).
В области этой карте подсчет говорит о 1000+ зарядных станций. Изо них 25% – в Киеве, – уточнил Кравцов.
Однако аж в масштабах Украины есть значительная разница между Киевом, и, так, Полтавой:

Количество электрозаправок в Киеве и Полтаве существенно отличается
Зато Алёка Оржель указал на тот факт, что все действующие электрозаправки ныне – это просто дополнительный «бонус» для привлечения потребителей в рамках другого бизнеса.
Сие может быть кафе или иной тип заправок, как бы в WOG и Okko. В основном такие заправки у нас – в крупных торговых центрах, идеже зарядка осуществляется бесплатно. Официально эту услугу они далеко не могут продавать. Единственная плата, там может быть – вслед за парковку. Но здесь и логика другая – привлечь покупателей, – отметил специалист.
Проблемы рынка электрозаправок
Алексей Оржель отметил, как в Украине собственного рынка электрозаправок пока не существует.
«Неважный (=маловажный) определен товар на этом рынке. Должна ли сие быть услуга парковки с соответствующей инфраструктурой, чтобы обеспечить зарядку автомобиля, должна ли сие быть продажа электрической энергии, киловатт-час. И пока у нас сие не определено – не определен и рынок, что на нем продается», – уточнил советчик.
Оба эти определения имеют свои риски и актив. Товар как «услуга зарядки» дает в плюсе возможную ценовую конкуренцию посередке станциями и проще нормативно-правовое регулирование (отсутствие необходимости разменивать законодательство в сфере электроэнергетики). Но вместо этого создается несогласованность между потребительской необходимостью и купленным товаром. Товар как «один (предмет) электроэнергии» такого минуса не дает, но создает вероятность чрезмерно жесткого регулирования и барьеров развития рынка, а также требует пересмотра большого количества нормативно-правовых актов, а сие – высокая вероятность возникновения пробелов, неточностей, противоречий.
Разве браться серьезно за вопрос, то все же должна жить(-быть продажа киловатт-часа. Потому что есть разные варианты заправок, аккумуляторов в электрокаров, и, должно, стоянка для одного авто будет не равнозначной интересах другого варианта. И сам владелец заинтересован купить киловатт-период, и проехать, а не простоять, заплатив деньги, – высказал свое м эксперт.
Но это еще не все. Неважный (=маловажный) урегулирован также статус зарядного устройства объекта «електрозарядна устройство». Требует определения, к какой категории объектов электроэнергетики принадлежит станцийка, основные правила безопасности эксплуатации станции и ее статус что объект архитектуры. И тут же риски – высокая зарегулированность и коррупционность процедуры оформления разрешения получай установку МАФа и риск чрезмерно жесткого регулирования потенциально высокотехнологичного и безопасного объекта со стороны Госэнергонадзора.
Существуют паки (и паки) и варианты относительно способа расчета: по факту, по цене, которую предлагает врач электрозарядки (ценовая оферта), или по предоплате (карты предоплаты ради электрическую энергию, карты предоплаты, что дает привилегии заряжаться «на даровщинку»), или же – зарядка бесплатная, оплачивается место и час(ы) парковки на площадке возле зарядной станции.
Рядом этом цена товара может зависеть от установленного регулятором тарифа про определенной категории потребителей, либо – от почасовых цен держи ОРЭ. Может определяться станцией самостоятельно (таким образом стимулирует приковывание дополнительных основных средств, например, аккумуляторов, собственных генерирующих установок). Самый важный риск заключается в чрезмерном регулировании и уменьшении эластичности цены.
Грядущий блок нерешенных вопросов касается развития инфраструктуры: нужно сбивать отдельные условия присоединения. При этом наиболее мощными игроками сверху рынке могут стать «облэнерго», поскольку имеют беспрепятственный подход к инфраструктуре, могут создавать помехи для развития конкурентов (электрозаправочных станций) и могут накладывать деятельность по распределению электроэнергии и зарядки (совмещение с деятельностью согласно поставке электроэнергии запрещено). Здесь ключевой риск очевиден – концентрация рынка.
А как у них?
В мире есть неодинаковые варианты електрозарядок для авто. В Китае есть неплохие наработки, считает Лёня Оржель: там есть варианты подписки, когда покупаешь карточку, за принципу карточек предоплаченной мобильной связи, приезжаешь на заправку, вставляешь ее, и получаешь заправку бери те киловатт-часы, которые списались с карты.
Абстрактно это возможно и в Украине, но это довольно бюрократическая церемония, и не создана система для другого – поставки по нерегулируемым тарифам, – отметил сюрвейтор.
Он объяснил: есть такие поставщики, которые занимаются поставкой большого объема электроэнергии, заводам, хоть (бы). И они могут сэкономить как раз на тарифе облэнерго. Дьявол обслуживает и домохозяйство, и других участников. На этой небольшой части – впредь до 3%, можно сэкономить. Именно для таких потребителей и поглощать ПНД – поставка по нерегулируемому тарифу. Теоретически они неведомо зачем же могут поставлять и потребителю. Но ПНД не может поставляться домохозяйству, населению. А наша сестра не можем определить – на электрокаре подъехало население неужто юрлицо. Если последнее – то у него есть авансовая фотоотпечаток, и он может купить эту электроэнергию по ПНД, купно с тем, что объемы настолько мизерные, что создавать ПНД и работать развитием инфраструктуры – нет смысла пока. А за границей сие работает. Поставщик электроэнергии предлагает потребителям различные варианты: заправки в родных местах, на парковке бизнес-центра, где люди работают, и хоть купить соответствующий тариф. Но не забывайте, что после этого конкурентные рынки и много поставщиков, и для некоторых поставщиков глотать возможность предложить лучшие условия.
Александр Кравцов отметил, подобно как развитые страны имеют также практику по стимулированию бизнеса настраивать зарядки. Так США компенсирует до 4500 $ за инсталляцию публичной зарядной станции (в зависимости ото ее мощности).
Перспективы для электромобилей
Точно по мнению экспертов Офиса эффективного регулирования, Украине нужно зачислиться. Ant. уволиться законодательно с предметом товара на рынке электрозаправок.
А пока законодатели приводять в надлежащий вид нормативку, прогресс бери месте не стоит. По словам Александра Кравцова, держи украинском рынке уже работает около 10 операторов зарядных станций.
А с через Платформы эффективного регулирования, созданной при поддержке Министерства экономического развития Украины, (бог) велел получить пошаговую инструкцию, как зарегистрироваться, чтобы открыть точку зарядки с целью электромобилей.
Впрочем, сегодня у нас 90% электрокаров весь же заряжаются ночью дома, поэтому для Украины, которая для 60% живет в городах, где большинство домов – многоэтажки, актуально обустройство ночных парковок простыми розетками, отметил Александр Кравцов.
Да в 2018 году нас ждет запуск сетей суперчарджером, о нежели уже объявили несколько сетей бензиновых заправок. Например, «Укрнафта» проводит куттер на установку 30 суперчарджев, преимущественно вдоль трасс. Сие будут платные зарядки, в отличие от медленных заправок ОККО, – добавил Саша Кравцов.
Для дальнейшего развития рынка, по мнению специалистов, ничего не попишешь стимулировать продажи электрокаров. Больше электромобилей – больше зарядок. А почто касается популяризации эко-транспорта – то это отмена налога в растаможку электрокаров, чего достаточно для роста рынка в двойном размере уже в 2018 году.