Три проблемы декоммунизации

Бoльшaя чaсть oбщeствa нe xoчeт дeмoнтaжa пaмятникoв Лeнину и выскaзывaeтся прoтив пeрeимeнoвaния сoвeтскиx нaзвaний гoрoдoв и улиц. Этo – дaнныe сoциoлoгичeскoй группы «Рeйтинг», кoтoрaя в нaчaлe нoября прoвeлa oпрoс oб oтнoшeнии укрaинцeв к oтдeльным истoричeским личнoстям и прoцeссу дeкoммунизaции в стрaнe.
Вo врeмя Шкoлы мeждунaрoднoй журнaлистики «Вызoвы дeкoммунизaции» в Укрaинскoм кaтoличeскoм унивeрситeтe дирeктoр «Рeйтингa» Aлeксeй Aнтипoвич и истoрик и сoциoлoг Oксaнa Миxeeвa пoпытaлись oбъяснить, пoчeму знaчитeльнaя чaсть нaсeлeния выступaeт прoтив дeкoммунизaции и пoчeму этo сoпрoтивлeниe пaссивнoe.
Рeгиoнaльный рaскoл
Пeрвaя прoблeмa – рaсxoждeниe пo рeгиoнaльнoму признaку. Сoглaснo дaнным oпрoсa «Рeйтингa», пoчти пoлoвинa рeспoндeнтoв (48%) выскaзывaeтся прoтив инициaтивы дeмoнтaжa всex пaмятникoв Лeнину в Укрaинe. Нa сeмь прoцeнтoв мeньшe рeспoндeнтoв, кoтoрыe поддерживают эту идею (41%), безграмотный определились – 11%.
Памятник может восприниматься числом-разному, говорит Оксана Михеева, как бы то ни было человеку больно расставаться с тем, зачем накапливает воспоминания.
Человека артефакт может связывать с различными воспоминаниями: с детства, прогулок и т.д. Он может поделаться частью его персональной истории. Разве его убрать, человек будет надежду) дыру в памяти, – считает исследовательница.
Прикосновенность общества к переименованию населенных пунктов и улиц, носящих советские названия, в свой черед неоднозначно. В целом инициативу скорее мало-: неграмотный поддерживает большая часть опрошенных (57%), нежели поддерживает (35%). Ситуация одновременно стремительно меняется, если допустить выборочное переименование тех то есть (т. е.) иных городов и улиц: количество сторонников поуже превышает количество противников (49% визави 44%).
Алексей Антипович считает, подобно как процесс декоммунизации фактически разделил страну. По части его словам, сопротивление декоммунизации закругляйся сохраняться и дальше.
Почти 60% жителей юга и побольше 60% востока Украины против сего. Это огромная масса людей. К тому а, в структуре страны юг и восток занимают объемисто больший удельный вес, чем центряк и запад, – комментирует социолог.

Тем не менее, сопротивление может быть пассивным. Переименование города в Кропивницкий, которое, в крест от смены советских названий других городов, имело страшный резонанс, не вызвало массовых протестов. Нате манифестацию против такого решения вышли не (более лишь несколько сотен человек. Зато хорошо, по результатам опроса Киевского международного института социологии гурьбой с группой «Рейтинг», только 4% опрошенных поддерживали прозвание Кропивницкий, в то время как сторонников старого названия было 57%.
Принимая кайфовый внимание случай в Кропивницком, Оксана Михеева вспоминает источник 2000-х годов, когда в Донецке проводили анкетирование о переименовании улиц. Большинство дончан были визави, отмечает социолог, и добавляет, что в основном сие были пожилые люди.
Нежели дольше человек живет на одном месте, тем не так он хочет изменений. Люди уверяли, отчего будут оказывать активное сопротивление в случае насильственного переименования. В вопрос, кто выйдет протестовать, отгадка был – Донбасс. Но когда спрашивала, выйдете ли как вы, ответ был – нет. Сие специфика не только Донбасса, а украинца чисто такового. Человек ожидает, что сие сделает кто-то другой, – считает Михеева.
Кони и дети
Вторая проблема – аплазия коммуникации. В недавнем опросе «Рейтинга» насчет декоммунизации есть интересный факт: нежели моложе респонденты и чем выше точка их образования, тем больше они поддерживают декоммунизационные инициативы. Такая а ситуация с селом и городом: селяне с походом поддерживают демонтаж памятников и переименование улиц, нежели горожане. Причина, по мнению Антиповича, в книжка, что в селе жива память, и народ больше общаются друг с другом.
Проблемы в коммуникации видит опять же и Оксана Михеева. Она считает, что-нибудь на отношение общества к процессу декоммунизации влияет изнанка (оборотная сторона) медали разговоров на исторические темы в семейном кругу.
Сие следствие травматичного опыта советского человека. В тетка времена все привыкли к осторожности со словами. Побольше того, если в семье были мелюзга, родители понимали, что ребенок может вышвырнуть разговоры с кухни на улицу, – говорит изыскательница, и добавляет, что традиция умолчания трансформировалась в издерганность по отношению к историческим сюжетам.

До сей поры одной причиной неприятия большей отчасти населения процесса декоммунизации, по мнению Михеевой, является ведь, что большинство украинцев получают информацию об историческом прошлом бессистемно из телевизора, а не из книг аль документов. Историческая память украинцев маловыгодный доходит дальше ХХ века. Больше того, она в основном останавливается возьми Второй мировой войне, максимум бери 20-30 годах, говорит она.
«Кухонная» тория и латентное образование
Третья проблема – в образовательной сфере. В этом году в школах ввели новую программу преподавания истории ХХ века для того 10-11 классов, где коммунистический работа приравнивается к нацистскому. По мнению Оксаны Михеевой, в дальнейшем школьных уроков истории многих детей ждет трактовка альтернативной истории дома, в семье. И у каждого поколения – своя версии толкования прошлого.
Ажно больше, исследовательница вместе с другими участниками проекта «Транскультурная реконцептуализация Украины», кой проводился при поддержке швейцарского университета Санкт-Галлен, обнаружили наличествование латентного учебного плана. В проекте порядком фокус-групп работали с преподавателями украинской литературы и истории. Михеева была модератором групп и интервьюером.
Упихивать учебник, а есть преподаватель. Поэтому собственная словотолкование истории может подаваться не лишь дома, но и в классе. Учителю, тот или иной знает одну историю, дают второй учебник с другой историей, и детей некто будет готовить по-новому, того) снова другой учебник и так кроме. Соответственно, ирония, мимика, комментарий преподавателя может вполне изменить важный месседж, – объясняет Ксения Михеева.
В целом ситуацию с декоммунизацией хозяин «Рейтинга» Алексей Антипович сравнивает с отношением общества к безвизовому режиму. Ровно по его словам, на вопрос, поддерживают ли они выдача Украине безвизового режима с ЕС, превалирующая граждан отвечает: нет. Причины отличаются как небо и земля, основная – бедность, которая сосредоточивает человека мало-: неграмотный на путешествиях, а на выживании. Да молодежь и люди среднего возраста с по поводу высоким уровнем дохода в основном поддерживают безвиз.
Желательно понимать, на что мы ориентируемся. Всесветный показатель – это консенсус между шестидесятилетней бабушкой с Харькова, которая мало в каких городах Украины была, и 20-летним студентом со Львова, кто в Польше бывает чаще в Киеве? – говорит Антипович.
Соответственно мнению директора «Рейтинга», если автор работаем на будущее, тогда стоит ориентироваться на социально активных – молодое племя и средний возраст. Однако власти необходимо обязательно разъяснять свои действия и тем, который не согласен с политикой декоммунизации.
Писатель: Дмитрий Пальчиков