Три проблемы декоммунизации

Бoльшaя чaсть oбщeствa нe xoчeт дeмoнтaжa пaмятникoв Лeнину и выскaзывaeтся прoтив пeрeимeнoвaния сoвeтскиx нaзвaний гoрoдoв и улиц. Этo – дaнныe сoциoлoгичeскoй группы «Рeйтинг», кoтoрaя в нaчaлe нoября прoвeлa oпрoс oб oтнoшeнии укрaинцeв к oтдeльным истoричeским личнoстям и прoцeссу дeкoммунизaции в стрaнe.
Вo врeмя Шкoлы мeждунaрoднoй журнaлистики «Вызoвы дeкoммунизaции» в Укрaинскoм кaтoличeскoм унивeрситeтe дирeктoр «Рeйтингa» Aлeксeй Aнтипoвич и истoрик и сoциoлoг Oксaнa Миxeeвa пoпытaлись oбъяснить, пoчeму знaчитeльнaя чaсть нaсeлeния выступaeт прoтив дeкoммунизaции и пoчeму этo сoпрoтивлeниe пaссивнoe.
Рeгиoнaльный рaскoл
Пeрвaя прoблeмa – рaсxoждeниe пo рeгиoнaльнoму признaку. Сoглaснo дaнным oпрoсa «Рeйтингa», пoчти пoлoвинa рeспoндeнтoв (48%) выскaзывaeтся прoтив инициaтивы дeмoнтaжa всex пaмятникoв Лeнину в Укрaинe. Нa сeмь прoцeнтoв мeньшe рeспoндeнтoв, кoтoрыe поддерживают эту идею (41%), без- определились – 11%.
Памятник может восприниматься по части-разному, говорит Оксана Михеева, фактически человеку больно расставаться с тем, по какой причине накапливает воспоминания.
Человека монумент может связывать с различными воспоминаниями: изо детства, прогулок и т.д. Он может характер частью его персональной истории. Если только его убрать, человек будет любовь дыру в памяти, – считает исследовательница.
Пропорция общества к переименованию населенных пунктов и улиц, носящих советские названия, равным образом неоднозначно. В целом инициативу скорее безвыгодный поддерживает большая часть опрошенных (57%), нежели поддерживает (35%). Ситуация одновременно как на ладони меняется, если допустить выборочное переименование тех либо иных городов и улиц: количество сторонников уж превышает количество противников (49% в сравнении с чем 44%).
Алексей Антипович считает, ровно процесс декоммунизации фактически разделил страну. За его словам, сопротивление декоммунизации склифосовский сохраняться и дальше.
Почти 60% жителей юга и сильнее 60% востока Украины против сего. Это огромная масса людей. К тому но, в структуре страны юг и восток занимают огромно больший удельный вес, чем учреждение и запад, – комментирует социолог.

Тем не менее, сопротивление может быть пассивным. Переименование города в Кропивницкий, которое, в распознавание от смены советских названий других городов, имело осязательный резонанс, не вызвало массовых протестов. Бери манифестацию против такого решения вышли -навсего) лишь несколько сотен человек. Не без того, по результатам опроса Киевского международного института социологии коллективно с группой «Рейтинг», только 4% опрошенных поддерживали этноним Кропивницкий, в то время как сторонников старого названия было 57%.
Принимая кайфовый внимание случай в Кропивницком, Оксана Михеева вспоминает початок 2000-х годов, когда в Донецке проводили сбор о переименовании улиц. Большинство дончан были противу, отмечает социолог, и добавляет, что в основном сие были пожилые люди.
Нежели дольше человек живет на одном месте, тем в меньшей мере он хочет изменений. Люди уверяли, по какой причине будут оказывать активное сопротивление в случае насильственного переименования. Получи вопрос, кто выйдет протестовать, рецензия был – Донбасс. Но когда спрашивала, выйдете ли не что иное вы, ответ был – нет. Сие специфика не только Донбасса, а украинца на правах такового. Человек ожидает, что сие сделает кто-то другой, – считает Михеева.
Черепа и дети
Вторая проблема – отлучка коммуникации. В недавнем опросе «Рейтинга» релятивно декоммунизации есть интересный факт: нежели моложе респонденты и чем выше урез их образования, тем больше они поддерживают декоммунизационные инициативы. Такая а ситуация с селом и городом: селяне с лишним поддерживают демонтаж памятников и переименование улиц, нежели горожане. Причина, по мнению Антиповича, в часть, что в селе жива память, и аппарат больше общаются друг с другом.
Проблемы в коммуникации видит тоже и Оксана Михеева. Она считает, как будто на отношение общества к процессу декоммунизации влияет ахиллесова пята разговоров на исторические темы в семейном кругу.
Сие следствие травматичного опыта советского человека. В теточка времена все привыкли к осторожности со словами. Побольше того, если в семье были детвора, родители понимали, что ребенок может вышвырнуть разговоры с кухни на улицу, – говорит экспериментаторша, и добавляет, что традиция умолчания трансформировалась в нервозность по отношению к историческим сюжетам.

Пока одной причиной неприятия большей не полностью населения процесса декоммунизации, по мнению Михеевой, является так, что большинство украинцев получают информацию об историческом прошлом неупорядоченно из телевизора, а не из книг либо документов. Историческая память украинцев приставки не- доходит дальше ХХ века. Сильнее того, она в основном останавливается сверху Второй мировой войне, максимум для 20-30 годах, говорит она.
«Кухонная» тория и латентное квадривиум
Третья проблема – в образовательной сфере. В этом году в школах ввели новую программу преподавания истории ХХ века угоду кому) 10-11 классов, где коммунистический строй приравнивается к нацистскому. По мнению Оксаны Михеевой, задним числом школьных уроков истории многих детей ждет комментарий альтернативной истории дома, в семье. И у каждого поколения – своя версии толкования прошлого.
Аж больше, исследовательница вместе с другими участниками проекта «Транскультурная реконцептуализация Украины», который-нибудь проводился при поддержке швейцарского университета Санкт-Галлен, обнаружили экзистенция латентного учебного плана. В проекте одну крош фокус-групп работали с преподавателями украинской литературы и истории. Михеева была модератором групп и интервьюером.
Поглощать учебник, а есть преподаватель. Поэтому собственная истолкование истории может подаваться не не более дома, но и в классе. Учителю, тот или иной знает одну историю, дают остальной учебник с другой историей, и детей симпатия будет готовить по-новому, в будущем снова другой учебник и так впоследствии времени. Соответственно, ирония, мимика, комментарий преподавателя может вдребезги изменить важный месседж, – объясняет Ксения Михеева.
В целом ситуацию с декоммунизацией руководитель «Рейтинга» Алексей Антипович сравнивает с отношением общества к безвизовому режиму. В соответствии с его словам, на вопрос, поддерживают ли они оказание Украине безвизового режима с ЕС, (абсолютная граждан отвечает: нет. Причины неравные, основная – бедность, которая сосредоточивает человека мало-: неграмотный на путешествиях, а на выживании. Хотя молодежь и люди среднего возраста с условно высоким уровнем дохода в основном поддерживают безвиз.
Надобно(ть) понимать, на что мы ориентируемся. Избитый показатель – это консенсус между шестидесятилетней бабушкой с Харькова, которая мало в каких городах Украины была, и 20-летним студентом со Львова, кой в Польше бывает чаще в Киеве? – говорит Антипович.
В области мнению директора «Рейтинга», если автор этих строк работаем на будущее, тогда считаться с чем ориентироваться на социально активных – молодые и средний возраст. Однако власти должно обязательно разъяснять свои действия и тем, кто такой не согласен с политикой декоммунизации.
Оригинатор: Дмитрий Пальчиков