В Укрaинe будeт oсущeствляться рeгулярный мoнитoринг ключeвыx пoкaзaтeлeй в сфeрe зeмлeпoльзoвaния. И этa инфoрмaция будeт дoступнa грaждaнaм. Сooтвeтствующee рeшeниe ужe приняли в прaвитeльствe.
Кaкиe пoслeдствия oнo будeт имeть исполнение) учaстникoв зeмeльнoгo рынкa и нe тoлькo – рaзбирaлись журнaлисты сaйтa «24».
Кaбинeт Министрoв Укрaины принял пoстaнoвлeниe «O рeaлизaции пилотного проекта вдоль проведению мониторинга земельных отношений и внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины». В правительстве напомнили: в формате пилота важнейший мониторинг земельных отношений был проведен Госгеокадастром в 2015 году около поддержке Всемирного банка. Тогда исследования аккумулировало данные шести ведомств: Госгеокадастра, Минюста, Государственной фискальной службы, Госкомстата, Госводагентства, Государственной судебной администрации. Соответственно постановлению, с 1 сентября этого года внедряется взаимный обмен информацией в среде органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, что позволит воскрешать данные на регулярной основе.
На этот один будут аккумулироваться группы данных: состав земель, количество землевладельцев и землепользователей, общесредний размер земельных участков, регистрация земельных участков в Государственном земельном кадастре, состав и площадь участков, переданных в аренду, предоставленных в пользование и переданных в владение гражданам бесплатно, суммы начисленных и уплаченных платежей за использование земельными участками – всего более 140 показателей.
Наблюдение и «техзадание»
Как отметил в комментарии сайту аналитик Мужественный Вигиринский, идея мониторинга в том, чтобы минимизировать риски, связанные точно с возможностями незаконного использования, завладения земельными участками юридическими и физическими лицами, невыгодный имеющими на них права, так и с целью минимизации возможностей уклонения с налогообложения, плюс наличие единого информационного ресурса / базы данных, которая позволит тем самым контролирующим органам и органам местного самоуправления распоряжаться полнотой информации относительно того или иного объекта, лишенный чего необходимости оформлять обращения / запросы в органы. Это защита прав собственников, пользователей, государства.
Видим, который есть стремление объединить информацию о земельных отношениях в той другими словами иной части реализации правомочий по ней, которой обладают разные органы государственной власти. В первую очередь, информацию о том, кому словно принадлежит и в каком объеме, в каких пределах, оформлены ли правоустанавливающие документы, получи каком основании и др. Кто владеет земельным участком, материал регистрации сделок по угодиям, смене собственников, пользователей, – уточнил аналист.
Далее по плану проведение мониторинга – обобщение информации о фискальных нагрузках, начисленные-уплаченные налоги, судебные споры. Сие тоже важная информация, подчеркнул эксперт, ведь часто видим всего-навсего результат рассмотрения дела в суде в виде решения, которое порождает власть и обязанности.
Если обмен информацией или ее занесение будут оперативными, это сработает на опережение неправомерных посягательств для земельный участок через судебный процесс, это можно перестань предупредить еще на стадии судебного разбирательства, – констатировал Вигиринский.
Без- менее важным является учет информации о порядке отчуждения земельных участков путем аукционы, торги, приватизацию и тому подобное.
Положения проекта Закона Украины о госбюджете возьми 2018 год предусматривают проведение денежной оценки земель с/х назначения, а сие дает нам основания понимать, что Украина готовится к отмене моратория получай продажу такого типа земельных участков, тем самым закладывая основания рынка земли, подчеркнул аналитик.
Инициатива, определенная постановлением, имеет большое много значить: на ее основе в дальнейшем можно будет отслеживать и земельные связи, связанные с покупкой / продажей земельных участков сельскохозяйственного назначения, в часть числе и для граждан, и для общества в целом. Такая информационная общественный порядок позволит мониторить и уровень цен, и покупателей, и объемы реализации, – уточнил некто.
Важным будет именно соблюдение принципов функционирования сего порядка, актуальность и оперативность предоставления сведений и информации, что в нем хватит отображаться. В идеале, когда процесс будет доведен до автоматизма, факты будут обновляться постоянно, сведения относительно земельного участка будут передаваться актуально на момент запроса, а не с временным лагом в до некоторой степени дней/месяцев, необходимых для ответа от каждого органа.
Прогноз и перспектива
Вице-президент холдинга AgroGeneration, директор компании Sigma Bleyzer Вадюша Бодаев в комментарии сайту «24» заверил, что мониторинг нужен в любом случае. Сие еще не реформа, но объективная необходимость для ее проведения, на запуска нормального механизма рыночных отношений на рынке поместья.
Нет закона – реформы нет. Закон определяет вопросы отношений участников рынка поместья и условия продажи или не продажи земли. Но наблюдение нужно делать, чтобы понимать, в каком состоянии мы неотложно находимся. Потому что получить объективное понимание, кому какая роспашь принадлежит, и кто какую деятельность ведет и что с ней происходит – без мала невозможно, – отметил Бодаев.
Он уточнил: данные о частных владельцах владенья частично есть в соответствующем реестре, но и он далеко невыгодный объективный (в частности, есть много людей, которые не оформили свою земельную добро по разным причинам, есть много умерших владельцев – и сие массивные объемы земли).
С другой стороны, есть помещик – государство, чья земля находится в собственности или в распоряжении государственных предприятий. И автор не понимаем, что эти предприятия делают с землей. С годами как раз самые большие проблемы: теневой оборот, вот что землю сдают в субаренду, а кому, как, за какие денежка, и где эти деньги – это главный вопрос. Сегодня отставной козы барабанщик не знает, сколько у государства в обработке земли. Для сего надо делать мониторинг, – пояснил Бодаев.
Он в свою очередь констатировал, что нормального реестра земли, где видно всех ее владельцев, частных и государственных, по сих пор нет, хотя на это выделялись финансы, в том числе и международных организаций. Но, по мнению эксперта, сие не должно стать помехой мониторингу. «Он будет вырабатываться по факту. Например, у районной власти есть понимание. Сие же легко понять на месте – кто так сиречь иначе работает с той или иной землей. И так но объективно можно понять где какие есть накладки, и прилагать усилия их решать. Это и есть задача», – уточнил Бодаев.
Невзгоды и временные рамки
На первом этапе будут невзгоды в реализации, отметил Андрей Вигиринский. Причина – количество субъектов информационного взаимодействия и информационных данных является значительным, а в свою очередь объем данных, которыми они должны обмениваться, тоже здоровенный. Как мы знаем, с большими данными государству часто хоть волком вой справиться, особенно если существует сопротивление (вспомним эффективность наполнения того но реестра владельцев земли).
Но сейчас пришло срок внедрять мониторинг дальше, уверен Вадим Бодаев. Он пояснил: в результате попыток что же-то урегулировать после «дикого» периода, безорганизационного, пытаемся отгрохать эту систему. А не можем в этот момент ее хоть описать. Построить что-то новое невозможно, так делать за скольких масса вопросов без ответов. Поэтому сейчас откатились отступать – чтобы дать ответы на эти вопросы, после которых не возбраняется начать реформу.
«В Кабмине поняли, как это сынициировать?» – поинтересовались мы. «А Кабмин – это мы и есть, на правах и Верховная Рада», – подчеркнул эксперт. Он напомнил, отдельные политики поуже давно предлагали провести референдум по вопросу о рынке владенья. Но это как проводить референдум в детском саду получи тему «Есть ли жизнь на Марсе». С одной стороны – истинно, узнали бы мнение общества. С другой – как люди, которые маловыгодный понимают тему, могут что-то решать? Поэтому таковой этап подготовки, дискуссий и споров должен был иметь простор. Следующий шаг на этом пути – как раз раскусить, сколько у нас земли и кто ею руководит, на сии вопросы и должен дать ответ мониторинг. Следующий шаг полноте – понять, какая стоимость аренды, цена этих отношений.
До замыслу чиновников, до 31 марта 2018 года Управление аграрной политики и продовольствия должно обнародовать информацию о реализации пилотного проекта числом проведению мониторинга земельных отношений на своем официальном сайте и позволить Кабинету Министров Украины отчет о результатах.
Причем, уточнил Бодаев, результаты мониторинга земельных отношений, которые получит Тобаго, не будут истиной в последней инстанции, ведь все хорошего понемножку зависеть от методик оценки.
Но это поуже будет набор информации, с которым экспертное сообщество сможет сп и критиковать, в случае необходимости. А сегодня все фантазируют на сии темы, приводя примеры других стран. Эти примеры – желательный объект для изучения, но в Украине уже сформировались домашние взаимоотношения, и просто взять любую модель и перенести к нам – отчаянно. Нам нужно строить свою – отметил эксперт.
Не хуже кого строить – пока нет единого плана. Но есть большая Надя, что мониторинг будет способствовать его разработке.