С сaмoгo нaчaлa этoгo гoдa прaвитeльствo пoстaвилo пeрeд сoбoй дoвoльнo aмбициoзную зaдaчу – скажем так пoд стрoгий кoнтрoль выплaту минимaльнoй зaрплaты в рaзмeрe 3200 гривeн. Тo eсть, прoвeрять бизнeс, нe выдaeт ли oн случaйнo зaрплaты в «кoнвeртax». Ктo будeт xoдить с прoвeркaми и кaкиe штрaфы грoзят нeдoбрoсoвeстным рaбoтoдaтeлям – читaйтe дaльшe.
Щeдрaя прaвитeльствeннaя инициaтивa – пoвышeниe минимaльнoй зaрплaты вдвoe дo 3200 гривeн – и стaнeт причинoй прoвeрoк чaстныx прeдприятий. Вeдь, пo пoдсчeтaм инспeктoрoв пo труду, бок о бок 10 миллионов украинцев, которые получают зарплаты, вообще без- платят налогов.
Кто будет проверять?
Мониторить выплату работодателями минимальной зарплаты наемным работникам полно специальная Межведомственная группа во главе с вице-премьером Павлом Розенко, которая, в области словам премьер-министра Украины, будет «восстанавливать справедливость бери местах». Такие группы должны быть созданы в каждой области, их задание – реагировать на жалобы от работников на своих «шефов».
Дополнительные карт-бланш также получили органы местного самоуправления. Антон Куц, (присяжный, руководитель практики разрешения конфликтов и споров JUSCUTUM в комментарии сайту «24» объясняет: в дальнейшем планируется сборка соответствующих групп на уровне областей. Рабочую группу необходимо возглавить человек по должности не ниже уровня заместителя главы ОГА. В свой черед туда должны быть включены представители образования, здравоохранения, культуры, социальной круги, территориальных подразделений пенсионного фонда, налоговой, государственной службы труда. Сие будут так называемые «группы реагирования».
Учитывая, в таком случае что структура еще устанавливается, трудно сказать, какой активности хоть ожидать от таких групп, – говорит Куц.
И добавляет: предприятия, что такое? не повысили заработную плату до надлежащего уровня али нарушают права работников, могут ожидать «новых гостей» и «новые проблемы».
На контроля ситуации в негосударственном секторе представители таких областных групп должны конкурировать с уполномоченными организаций профсоюзов и работодателей. Эти организации должны доставлять информацию о нарушениях, группы, в свою очередь, должны реагировать бери нарушения.
Куда обращаться работникам?
В Кабмине выдали начертани о немедленном рассмотрении жалоб работников по вопросам нарушения их трудовых прав, отмечает законник. Планируется создать дополнительные коммуникационные возможности для этого. Какие деньги коммуникации будут использоваться, решится на местном уровне – веселей всего, это будут «горячие линии».
Работникам, которым малограмотный выплачиваются причитающиеся суммы, необходимо обращаться как к работодателю и профильному профсоюзу, яко и искать помощь в ОГА. В остальном их права остаются безо изменений, подчеркивает Куц.
Будет ли это фачи эффект?
Как отметила в комментарии сайту «24» Лександра Бетлий, координатор проектов Института экономических исследований и политической консультации, бякать сейчас о рабочих проверках рано, по крайней мере, в эту пору ничего не принято конкретно. Пока только разрабатывается вариант приказов и регуляторные акты Государственной инспекцией труда, Кабинетом Министров, Минсоцполитики, так есть органами, отвечающими за рынок труда.
В какой степени это будет эффективно, зависит от того, что хорэ прописано. И как это будет воплощаться в жизнь, – отметила Бетлий.
В соответствии с мнению Виктора Тарана, эксперта группы публичных финансов Реанимационного пакета реформ, бесспорно, что в некоторых сферах, например, строительных компаниях, в которых работают наемные рабочие, положительный эффект проверки будет. То же самое касается и сезонного заработка, отметил возлюбленный в комментарии сайту «24». Ведь есть шанс, что сии люди будут требовать защиты своих прав. Этот отрезок рынка, по словам эксперта, составляет 15-20%, и вывести изо тени его будет легче. Другое дело – крупные компании, в которых рабочие работают долго и системно. Они, говорит Таран, вряд ли будут возопить на своего работодателя.
Главная идея правительства заключалась в часть, чтобы постепенно выводить из тени заработные платы. Следовательно даже тот небольшой эффект, который будет, положительно повлияет получи и распишись общий баланс бюджета и собственно дефицит Пенсионного фонда, подытожил Прорыв.
Какие штрафы?
Впрочем, больше всего дискуссий в начале сего года вызвали новые размеры штрафов в сфере законодательства о труде, отмечает в комментарии сайту «24» легист PLP Law Group Олег Новинский. В частности, существенные изменения претерпела ст. 265 Кодекса законов о труде Украины, которая, в довершение всего новых санкций, предусматривает увеличение старых штрафов, которые привязаны к минимальной зарплате в 3200 гривен.
Следственно, если работодатель не допустил к проведению проверки инспектора аль препятствовал ее проведению – штраф составит 3 размерам минималки, ведь есть 9,6 тысячи гривен.
А если работодатель в который раз не допустил или препятствовал проведению проверки, цель которой обнаружить неоформленного сотрудника или оформленного на неполное рабочее миг (в случае фактического выполнения работы полное рабочее время) и выплату заработной платы в «конверте» – санкции достигнут 100 размеров минимальной зарплаты, а сие 320 тысяч гривен.
Если работодатель нарушил иные требования трудового законодательства, должен будет уплатить штраф в размере одной минимальной зарплаты – 3,2 тысячи гривен.
Старые штрафы, чего остались
Кроме новых, никто не отменял и старых санкций. В) такой степени, в прошлом году за каждого неоформленного сотрудника грозил взыскание в размере 43,5 тысячи гривен (30 минимальных зарплат), по времени роста минималки за это же правонарушение придется не остаться в долгу 96 тысяч гривен. Такой же штраф будет в книга случае, если работник оформлен на полставки, а фактически работает основательный рабочий день.
Если работодатель дополнительно не оплачивает работу в пастьба время и на выходных -– придется заплатить штраф в размере 10 минимальных зарплат – 32 тысячи гривен. В противном случае зарплату задержали, предприниматель должен будет заплатить штраф в размере 9,6 тысячи гривен.
А вслед за несоблюдение установленных законом гарантий и льгот работникам, привлекаемым к исполнению обязанностей, предусмотренных законами «О воинской роль и военной службе», «Об альтернативной (невоенной) службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации» – работодателю скажут сделать (взнос) 32 тысячи гривен за каждого работника.
Как следует 320 тысяч гривен?
Из описанных санкций в салазки бросается штраф в размере 320 тысяч грн за недопущение alias препятствование проведению проверки, который у большинства работодателей вызвал старшие сомнения в его адекватности, замечает Олег Новинский. Оно и неважный (=маловажный) удивительно, так как этот штраф превышает размер большинства штрафов, предусмотренных из-за совершение некоторых уголовных преступлений.
Новинский объясняет: методика определения размера любого штрафа должна приостанавливатьс принципа соразмерности вреда, причиненного преступлением, «тяжести» ущерба и планы ответственности. То есть государство должно позаботиться об определенном балансе в ряду средствами воздействия, которые применяются к правонарушителю, адекватной оценкой его противоправных действий и целью, которую хочет принестись государство.
Очевидно, что мера наказания (размер штрафа в размере 320 тысяч гривен) в значительной степени может умножить функцию предотвращения правонарушений в сфере отдельных вопросах соблюдения законодательства о труде, только однозначно не является адекватной и соразмерной тяжести данных правонарушений, – комментирует Новинский.
Законотворец объясняет значительный размер санкций тем, что из-после неуплаты налогов и взносов с «теневых» заработных плат специалист земля теряет миллиарды гривен, которые должны были бы попасть в госбюджет, в эмеритальный и другие страховые фонды.
Нелегкая борьба
С особая) стороны, по мнению юриста PLP Law Group Олега Новинского, поединок с «серыми» зарплатами будет для государства нелегкой. Ведь после законам рыночной экономики, предприниматель готов платить работникам маловыгодный столько, сколько они заслуживают, а ту сумму, которую предприниматель может себе позволить платить, чтобы обеспечить надлежащую подъем. Поэтому, отмечает юрист, бюджет на зарплату почти спокон века один и тот же, несмотря на то, полностью официальная симпатия или нет.
К тому же, подчеркивает Новинский, делать за скольких показывает практика, при должной осмотрительности, на предприятии контролирующему органу чуть ли не невозможно обнаружить и доказать правонарушения в сфере законодательства о труде, коли сам работник не будет сотрудничать с данным контролирующим органом и далеко не выложит ему всю правду. Однако про эффективную социальную защиту работающего населения маловыгодный может идти речь, если часть этого же населения часто сама не хочет, чтобы государство их защищало, ясно как божий день не отстаивая собственные трудовые права.
В то а время, отмечает Куц, правительство понимает, что недоплата заработной платы никак не только влияет на благосостояние и настроение населения, но и обеспечивает дополнительное заваливание бюджета. Поэтому ждем следующие шаги «борьбы с конвертами».