Укрaинскaя культурa и дo сиx пoр мнoгo в чeм и мнoгo угоду кому) кoгo oстaeтся нeизвeстнoй. Кaк будтo ee нe сущeствуeт. В чaстнoсти, нeспрaвeдливo зaбытoй oкaзaлaсь и укрaинскaя эстрaднaя музыкa.
Пoпрoбуйтe дoгaдaться, кoму принадлежат сии тяжелые гитарные звуки. «Блэк Саббат»? Нет! Может, «Дип Перпл»? Ещё промах. Это ВИА «Смеричка». Песня «Горянка». 1971 година. Да. Фактически в середине шестидесятых украинской эстрадной музыки мало-: неграмотный существовало в принципе. В Союзе украинская культура сводилась к гопачку, вареникам и народным песнопениям. Какая после эстрада? Не приведи господи.
Тем не больше, была так называемая украинская лирическая песня. Скажем, «Рідна мати моя» другими словами «Два кольори». Но и исполнение, и аранжировки этих произведений были безмерно академическими.
И появился этот феномен не в столице, что казалось бы, а в небольшом райцентре на Буковине – в Вижнице. Вокально-приборный ансамбль Смеричка. Проще говоря – музыкальная группа. И делали они невиданные получи и распишись то время вещи – замешивали модное западное звучание с этническими украинскими мотивами.
Интересах украинцев это был глоток свежего воздуха. Оказалось, подобно как украинское может быть модным, современным. И ничем не поплоше за то, что делают в Москве или даже сверху Западе.В 1970 году Владимир Ивасюк написал «Червону руту». Самую популярную свою композицию, которая стала что греха таить народной. Но почему именно «Червона рута» – песня факс 1? Ивасюк тогда, видимо, не подозревал, что «Червона рута» выйдет вслед рамки музыки и станет отдельным культурным явлением, настоящим символом Украины.
А ещё более неожиданным было то, что песня стала всесоюзным хитом. В 1971 году нате центральном телевидении в программе «Песня года» Владимир Ивасюк, Назарий Яремчук и Васильюшка Зинкевич в три голоса поют «Червону руту». Украинская бит, украинское слово звучит в советском эфире. Невероятно. Музыкантам приходилось (у)ходить на компромиссы с советской властью и с самими собой. В репертуаре должны находиться (в присуствии) «идеологически правильные композиции».
Например, в одном из альбомов «Смерички» глотать песня «Мы идем дальше» с припевом: «Мы корчагинцев отряды, Целую вечность путь продолжим, Упрямые, уверенные, неутомимые, Родителей славу множим». И не похоже ли стоит их за это осуждать. Без этой комсомольской бредовости попасть получи и распишись большую сцену было нереально. И ребята оставались в выигрыше, что, впрочем, и слушатели. Песни Ивасюка были в авангарде всего украинского. Их пели на флэту, играли на танцах, крутили по радио и телевизору. Ивасюк становится топ-музыкантом и еле ли не самым популярным украинцем в то время.
Такая реноме не могла остаться вне поля зрения советской полномочия. Ивасюком заинтересовались спецслужбы. И по одной из версий, то-то и оно «кагебисты» повесили гения в Брюховецком лесу вблизи Львова. После этого, в 1979 году, объявили, что это было самоубийство.
И уж на что молодец есть у вас советская власть убила Владимира Ивасюка, но его песни живы и до самого сих пор. Он сделал, без преувеличения, революцию в украинской культуре, придал ей новое полипноэ. Творчество Ивасюка стало фундаментом нашей современной музыки. А тут, в 1970 году, толчком к появлению новых эстрадных коллективов и музыкальных экспериментов.
Петриненко бесконечно травили. Травили за его творчество и позицию. Он был вынужден перебраться в Россию, где писал и исполнял русскоязычные песни. К счастью, в конце 1980-х тромбонист вернулся домой. А в начале 1990-х оформился как сольный хади. Его «Украина» стала неофициальным гимном нашего государства.
Да вернемся в 1970-е годы. В то время собрать ВИА и подтягивать (голосом) на украинском – уже не казалось чем-то чрезвычайным. Яко же, как и экспериментировать со звучанием. Например, киевский Вокально-инструментальный ансамбль «Кобза» первым добыл электронный звук из народного украинского инструмента. В репертуаре «Кобзы» были песни до сего часа одной знаковой фигуры того времени – композитора, поэта и исполнителя Николая Мозгового. Человека, которого многие с коллег недолюбливали за прямоту и откровенность. Но не с ума сходить по ком его творчество было невозможно.
Сначала Мозговой работал подобно ((тому) как) автор песен и художественный руководитель нескольких ансамблей. А с 1971 вплоть прежде 1994 года был солистом Укрконцерта». Настоящая слава к Мозгового пришла в 1979 году. Егда София Ротару исполнила его песню «Рідний край».
Всё ещё один знаковый коллектив того времени – «Трио Маренич». Систематизация с оригинальной подачей и интересной географией. Основана в Луцке криворожцем Валерием Мареничом. Тонюша, его жена, Светлана, ее сестра, – этнические русские. Родились и выросли в Куйбышеве, ныне – Самара. А известными стали вследствие украинским песням.
Классные вещи происходили и во Львове. На правах тут не вспомнить ВИА «Арника». Тут вам и кисмет, и джаз и даже диско. В свое время в коллективе пела Викуша Врадий, позже известная как сестренка Вика. На ударных лабал Михайло Лундин – позже один из Братьев Гадюкиных. А музыкальным руководителем был Егор Варум, отец российской певицы Анжелики Варум. Ну и Арника – сие не Арника без Виктора Морозова.
Еще Вотан эпицентр – это, безусловно, львовская ВИА «Ватра». Первая союз здесь – Игорь Билозир. Но до того, как симпатия присоединился к группе и стал ее лидером, музыканты играли специфическую и шабаш сложную музыку. Не стало Игоря Билозира в 2000 году. Его забили раньше смерти за то, что якобы своими песнями мешал развесить уши русский блатняк. Его убили в самом центре Львова. Из-за украинскую песню. Билозир, как и Ивасюк, много чего безлюдный (=малолюдный) успел сделать.
Но то, что он оставил в дальнейшем себя – это настоящий клад. И бывшая жена Игоря, Ксения Билозир, не в последнюю очередь благодаря ему состоялась чисто сольная певица. Сейчас много тех песен и даже аж коллективов просто забыты. Их элементарно никто не знает. Минуя музыковедов и отдельных фанатов. А жаль. Большинство даже не представляют, как это глубокий и ценный пласт украинской культуры. Правдивой украинской культуры.