Тысяча новых чиновников: кто они и зачем

В укрaинскoм прaвитeльствe гoтoвят кaдрoвую рeфoрму. В сeнтябрe в ee рaмкax 10 изо 18 министeрств oбъявят кoнкурсы нa дoлжнoсти в нoвыx структурныx eдиницax – гeнeрaльныx дирeктoрaтax пo фoрмирoвaнию гoсудaрствeннoй пoлитики. Плaнируeтся, чтo пo рeзультaтaм кoнкурсoв будут oтoбрaны 1000 спeциaлистoв пo вoпрoсaм рeфoрм, кoтoрыe зaймут свoи пoсты в структурax КМУ.
Уже сайт «24» рассказывал о сути реформирования в публикации «Реформа госслужбы-2: словно изменят в министерствах».
На этот раз с помощью экспертов «Реанимационного пакета реформ» и представителей правительства разбирались подробнее: какими будут запросы для занятия новых высокооплачиваемых правительственных должностей, как будут дефилировать конкурсы, какие именно обязанности будут у новых специалистов, и как будут делать нынешние сотрудники министерств.
Портал вакансий еще создан. И хотя переченя вакансий еще нет, на нем сделано можно зарегистрироваться, создав профиль, и начать подачу документов в электронном виде.
Целеустановка реформы
Министр Кабинета министров Александр Саенко заметил, в чем дело? набор новых членов правительства – это важный этап комплексной и кардинальной реформы государственного управления.
Некто пояснил: ключевая задача министерств – формировать политику, регулировать общественные взаимоотношения, устанавливать «правила игры» для бизнеса и граждан. До этих пор министерства вынуждены были управлять государственными компаниями, предоставляли сервисы и сертификаты, осуществляли сличение, но мало уделяли внимания разработке, прогнозированию и подготовке правительственных решений. И в для этой функции – формирования политики министерства по соответствующим направлениям и будут разрабатывать директораты, которые создаются.
К концу года мы сможем нанять эту тысячу человек. Важен иной подход к их набору. Пишущий эти строки не ищем людей, знающих наизусть кипу бумаг. Пишущий эти строки ищем людей с аналитическим и стратегическим мышлением, навыками управления персоналом и коммуникации, которые смогут безошибочно организовать всю процедуру подготовки правительственных решений, – уточнил Саенко.
Выходит, задача следующая: не просто обновить кадровый состав министерств, а получить на работу людей, которые будут способны действительно вырабатывать политику министерств.
Задача для директоратов
Босс Центра политико-правовых реформ, главный эксперт по вопросам публичной администрации «Реанимационного пакета реформ» Игоша Колиушко объяснил, что «формировать политику» означает выбрать стратегию развития пирушка или иной сферы. Но не просто выбрать, а и объяснить обществу, в том числе политикам, бизнеса, гражданам – зачем именно выбрали то или иное и чем занимается центр.
Эффективное правительство – когда каждое министерство в своей сфере ответственности следует четко понимать, как обстоят дела, проблемы и угрозы которые уплетать в этой сфере. Они должны все это обсуждать с гражданами, заинтересованными лицами. Вследствие этим коммуникациям и начинается понимание снизу, почему правительство делает ведь или иное, – объяснил Колиушко.
Следующий этап – нет-нет да и идентифицированы проблемы, нужно выбрать варианты их решения. И вправду так же – коммуницировать при выборе решения, а уже спустя некоторое время воплощать его в жизнь. И точно так же публично – разбирать результаты.
Нынешнее правительство, по словам Колиушко, к экий методике работы не способено, потому что его страдная) пора организована таким образом, что на эти главные задачи маловыгодный остается времени.
Основная задача реформы заключается без- в кадровом обновлении, а в создании в министерствах новых структурных подразделений, которые должны существовать лишены обязанности делать рутинную административную работу, а заняты обалденно анализом состояния дел в сфере, за которую они отвечают, и коммуникацией с обществом, – отметил Колиушко.
Опять же для работников министерств отныне вводится понятие KPI – система оценки эффективности деятельности, дело служащего будет ориентирована на определенный результат, который короче измеряться определенными показателями. От этого будет зависеть получка работника министерства и даже его пребывания в должности.
Пилотные министерства
Их 10: Минсоцполитики, Ведомство здравоохранения, Минагрополитики, Министерство образования и науки, Минфин, Минрегион, Минэнерго, Мининфраструктуры, Минкульт и Минюст.
В следующем году прогресс продолжится в других министерствах и распространится на центральные органы исполнительной руководящие круги.
Конкурсная комиссия и отбор
Конкурсный отбор стоит только сложный и жесткий. Кандидат должен пройти онлайн-тестирование возьми знание законодательства, еще один – на знание украинского языка, благо человек учился за границей. Также кандидат должен проследовать ряд структурированных интервью, успешно выполнить ситуативные задачи. Оцениваться близ этом будут его аналитические способности и способность к критическому мышлению и работы с большим объемом информации.
Конкурсная совет будет состоять как минимум из трех человек: тандем экспертов в области политики и один в сфере эйчару. Обязательно тама войдут представители собственно министерства, и также – представители общественности.
Зарплаты директората
Спикер Национального агентства по вопросам государственной службы Константин Ващенко рассказал, чисто, как и было объявлено ранее, новым должностным лицам пора и честь знать установлена надбавка к заработной плате в размере 40-45 тысяч гривен интересах руководителя директората, 35-40 – для руководителя подразделения в директорате, 30 тысяч гривен – для того государственного эксперта. Вместе с должностным окладом, выплатой за чин госслужащего и за выслугу лет плата работников директоратов (в зависимости ото уровня должности) составит озвученные ранее 40-60 тысяч гривен.
Тем не менее, по словам Ващенко, в будущем благодаря реформе и перестройке деятельности министерств порыв в зарплате между новыми и старыми работниками министерств будет незаметно сокращаться.
Мы должны получить мобильные, современные министерства, которые выполняют ключевую функцию анализа политики, оценки рисков, работы с обществом. Сие приведет к оптимизации численности министерств и росту заработной платы всех служащих, – сказал Ващенко.
Все равно куда денутся старые чиновники
Как объяснила Ирина Гнутова, (крестный) отец HR-службы Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ, 5 директоратов сего года в их министерстве создаются за счет дополнительной численности. А это временная мера, и когда директорат будет вполне способным делать, существующая структура прекратит свое существование.
Чтобы отнюдь не было конфликта между новыми и старыми работниками, мы приняли ответ быстро реформировать все министерство. Не ввести 10-20 должностей и 1-2 директората, а лишних слов) перейти на новую систему работы и новую организационную структуру, – отметила Гнутова.
С намерением сократить разрыв между зарплатами, в Минрегионстрое используют фонд оплаты труда интересах выплат стимулирующих премий.
«Старые» работники министерств рядом этом также могут принять участие в конкурсе для работы кайфовый вновь директората и занять там должности там в случае успешного отбора.
Капитал для реформы
Для запуска кадровой правительственной реформы европейскими партнерами Украины выделено близко 100 миллионов евро. В 2017 году уже получили первую фрагмент этой помощи – 10 миллионов. Эти средства, по словам Алекся Саенко, пошли не на советников или аналитические отчеты, а самый в госбюджет Украины, и благодаря им реформа началась.
Сверхзадача этой реформы – не создать временные структуры, которые будут потеть над чем, пока будут идти европейские средства. Задача – перестроить в целом работу министерств. Для 2020 год мы хотим выйти на полноценно функционирующее контора, не обремененное не свойственными полномочиями, с нормальной численности работников, имеющих соответствующую компетенцию и мастерский уровень и конкурентную заработную плату уже из госбюджета, – объяснил Саенко.
Следственно, европейские деньги нужны на первом этапе. Далее вещь министерств выстроится следующим образом: когда сократится количество ненужных функций, перестаньте оптимизировано до 70% процентов обслуживающей работы.
Риски реформы
Первостатейный риск, по словам Игоря Колиушко, в том, что оформить конкурсы одновременно во всех 5-6 директората одного министерства кончай тяжело технически. Поэтому эту схему начали менять: разрешили протаскивать конкурсы не во всех директоратах, а постепенно.
И сие привело к тому, что министерства пошли разными путями. Часть министерства начали множить директораты, поняв, что по количеству директоратов приходит намолот высокооплачиваемых рабочих мест. Появилось по 8 и даже 10 директоратов, по образу в Минрегионе. Это уже ни в какие концепции не влезает, – пояснил специалист.
Получаем ситуацию, когда нет утвержденной структуры со всеми директоратами со всеми сферами политики, следовать которые отвечает министерство, и граждане, которые хотели бы двинуть на должности, теперь не знают, идти сразу тож подождать полгода, потому что, например, в другом директорате его умения были бы сильнее востребованы. Поэтому сейчас нужно, чтобы все министерства продумали и утвердили свою структуру со всеми директоратами и показали ее обществу, подчеркнул Колиушко.
Когда-никогда появятся первые директораты
По ожиданиям экспертов и чиновников, в начале октября должны состоять проведены первые конкурсы, а в 20-х числах могут быть сформированы и первые директората.
Из чего следует, в ближайшее время ожидаем утверждения всех директоратов, а также – укладка сайта с тысячей вакансий. И дальше будем следить, кого но выбирают в директораты.