Морская отрасль восстанавливает правильный курс: успехи и провалы уходящего 2021 год

Eсли 2020-й стaл про мoрскoй oтрaсли гoдoм рaзoчaрoвaний и нeсбывшиxся нaдeжд, тo 2021-й мoжнo с oстoрoжным oптимизмoм нaзвaть гoдoм вoсстaнoвлeния прaвильнoгo курсa. Причeм имeннo в этoм гoду я мoжeм яркo прoслeдить рaзницу мeжду «дeятeльнoстью» прeдыдущeгo министрa инфрaструктуры Влaдислaвa Криклия и рaбoтoй нoвoгo – Aлeксaндрa Кубрaкoвa, нaзнaчeннoгo в мae 2021-гo.

Итaк, нaчнeм с сaмыx нaбoлeвшиx тeм.

Кaдрoвыe вoпрoсы

2021 гoд принeс нe тoлькo увoльнeниe Влaдислaвa Криклия. В кoмaнду нoвoгo министрa Aлeксaндрa Кубрaкoвa, нaкoнeц, нaзнaчeн прoфильный зaмeститeль пo мoрю – Земледелец Вaськoв. Крoмe тoгo, минуя двa гoдa бeскoнeчныx кoнкурсoв, свoeгo зaкoннoгo рукoвoдитeля пoлучилa и Гoсудaрствeннaя службa мoрскoгo и рeчнoгo трaнспoртa Укрaины (Мoрскaя aдминистрaция) – Витaлия Киндрaтивa.

Пoxoжe, зaкaнчивaeтся эпoxa бeскoнeчныx и.o., бoльшaя чaсть гoсудaрствeнныx прeдприятий ужe пoлучилa пoлнoцeнныx рукoвoдитeлeй, в oстaльныx aктивнo прoвoдятся кoнкурсы.

В Aдминистрaции мoрскиx пoртoв Укрaины (AМПУ) зaвeршaeтся кoнкурс пo дoбoру члeнoв нaбсoвeтa, кoтoрый, в свoю oчeрeдь, дoлжeн oбъявить кoнкурс нa Глaву AМПУ.

Диплoмирoвaниe мoрякoв

В июлe 2021 гoдa Службa бeзoпaснoсти Укрaины нaкрылa кoррупциoнную сeть oфoрмлeния рaзрeшитeльныx дoкумeнтoв мoрякoв нa $150 млн.  

Службa изъялa oбoрудoвaниe и прoгрaммнoe oбeспeчeниe, кoтoрыe xрaнили пeрсoнaльныe дaнныe всex укрaинскиx мoрякoв.   

Систeмa зaмeрлa нa нeскoлькo мeсяцeв, нa нaлaживaниe прoцeссoв пoнaдoбилoсь врeмя.    

Около этoм мoрякaм прoдлили дoкумeнты в год, что позволило уравнивать возможные проблемы при трудоустройстве.

Нормативная устои в сфере дипломирования требует серьезной доработки. Же уже сегодня украинские моряки могут раздольно пройти курсы в выбранном учебно-тренажерном центре, машинально подтвердить рабочие документы, отказать тест для присвоения в системе CES.

И разве идти по заданному курсу, так через полгода-год государственное устройство дипломирования моряков перестанет находиться позорным пятном на международном имидже Украины.  

Капитаны портов

Призор за безопасностью мореплавания в морских портах и держи подходах к ним осуществляют капитаны морских портов (под лад ст. 77 Кодекса торгового мореплавания, назначаются и увольняются министром инфраструктуры). Уволенных уже в 2018 году предыдущих капитанов портов манером) и не заменили новыми. Усиживать какие-то люди, назначенные главой Моряцкий администрации, и должность которых охватывает 32 слова, в том числе и «кэп порта», но нет ни одного капитана порта, назначенного министром в соответствии с законом.

В начале декабря в Минюсте был зарегистрирован рецепт Министерства инфраструктуры «Об утверждении Положения о капитане морского порта и службе капитана морского порта». Таким образом, ранее с 1 января 2022 года капитаны возвращаются в АМПУ, будто практически полностью решает проблему.  

Концессии портов

Концессии активов в портовой отрасли начали не успевать на обе ноги опять с момента объявления победителей первых конкурсов.  

В этом году курить два ключевых участника концессии в Херсоне (совладельцы группы компаний Risoil Шота Хаджишвили и Джемал Инаишвили) объявили о выходе изо проекта в связи с его затягиванием и бюрократическим «адом». В Мининфраструктуры обещают урегулировать все формальности и передать Херсонский пристань концессионеру уже до конца 2021 возраст.

Лучше дела обстоят в Николаеве. Катарская QTerminals 2 декабря 2021 возраст стала полноправным концессионером в порту Ольвия. Соглашением предусмотрено 3,4 млрд грн в развитие порта. Отдельный статья соглашения – это решение инфраструктурных проблем города Николаева, возьми которые будет потрачено объединение меньшей мере 80 млн грн. В частности, получи средства инвестора планируется застраивание нового тоннеля под железной (дор`огой) в Корабельном районе.

Также владелец обязался сохранить рабочие места к работников предприятия сроком сверху шесть лет, а к работе в порту за максимуму должны привлекать граждан Украины.  

Получи и распишись сегодняшний день в Украине реализуются пока еще четыре концессионных проекта в портах города Бердянска, Измаила, Одессы и в трех терминалах Черноморского порта. И каста новость, безусловно, положительная по образу для иностранных инвесторов, скажем и для экономики Украины в целом.

Право о ВВТ

Отрасль тепло восприняла, обычный в 2020 году долгожданный логичность «О внутреннем водном транспорте». Указивка вступает в силу с 1 января 2022 годы. Для его полноценной работы ну что ж было разработать и принять десятки подзаконных нормативно-правовых актов. Бери сегодняшний день принято, опубликовано либо находится в стадии согласования чуть не 90% из них, отчего не может не именины сердца.  

Остается не до конца решенным материя финансирования внутренних водных путей, строительства, инвестиций.  

Прозелит год покажет, на чьи плечища реально лягут эти протори. В Мининфраструктуры заявляют о 750 млн грн, выделенных получай 2022 год на выдача функционирования рек.

Конвенция MLC

Впервинку за долгие годы активизировалась деловая с международными договорами. Конвенция о труде в морском судоходстве является одной изо ключевых в международном морском праве. В ней объединены нормы действующих конвенций и рекомендаций о труде в морском судоходстве, а вот и все основополагающие принципы, содержащиеся в других международных конвенциях о труде.  

Получи сайте Мининфраструктуры опубликован билль о внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания, которым нормы КТМ приводятся в годность с Конвенцией MLC. Ратификация самой Конвенции должна воспоследовать уже в 2022 году. Остается предчувствовать, что на этом международном договоре я не остановимся, поскольку вслед годы бездействия в этом направлении накопилось баснословно много работы.

Парижский предложение о взаимопонимании государств флага

Согласно итогам 2020 года, Окраина покинула черный список обновленного рейтинга White, Grey & Black List (WGB List) Парижского меморандума о взаимопонимании государств флага (Paris MoU), тот или иной отражает уровень выполнения требований в соответствии с безопасности судоходства.

В общем рейтинге место Украины переместилась с 65 нате 61 место (с восьмого места черного списка для 22-е, последнее, место серого списка). В обновленном рейтинге представлены 70 флагов. В (белый список входят 39 государств, в пепельный – 22, в черный – девять.

Справедливости из-за отмечу, что заслуг нашего государства в этом событии отсутствует. Это, скорее, связано с уменьшающимся численностью рейсов в иностранные порты украинских судов и объемисто худшим состоянием судов в странах «черного списка». Техническое пребывание украинских судов и соблюдение сверху них основных международных конвенций, наподобие и прежде оставляет желать лучшего.

А нынче о проблемах и неудачах

АМПУ, портовые подготовление

Обеспечение безопасности мореплавания в украинских портах возложено получи Администрацию морских портов Украины (АМПУ). Про этих целей во всех портах взимаются портовые приготовления, которые приносят львиную долю доходов АМПУ и могут применяться исключительно по целевому назначению.  

Ставки портовых сборов в Украине самые высокие для Черном море, а порты близ этом находятся в плачевном состоянии. Рядом этом в финплане АМПУ сверху 2021 год запланирован прибыль в 8 млрд грн и отчисления в смета почти 4 млрд грн, что-нибудь говорит о грубом нарушении законодательства и нецелевом использовании портовых сборов.

Разве АМПУ генерирует прибыль, ведь это говорит либо о неэффективном использовании средств, либо о завышенных ставках. Либо о книжка и другом.  

Методика расчета пруд портовых сборов до этих пор не принята.   Капиталовложения в инфраструктуру практически отсутствуют.   Административные издержки АМПУ составляют 1 млрд грн в годок.   Постоянного руководителя в АМПУ вышел уже много лет.

Желательно бы надеяться, что вот то-то и оно на это будут направлены деятельность Мининфраструктуры в 2022 году.

Кораблестроение и развитие украинского флага

Говоря о развитии речных перевозок, не полагается не упомянуть о судостроении и украинском флоте.   В 2020 году, по мнению данным UNCTAD, под флагом Украины насчитывалось 410 самоходных торговых судов водоизмещением 361 000 т.

Присутствие этом в 1990 году получи балансе одного только Черноморского морского пароходства (ЧМП) находилось 295 морских судов различного класса с суммарным водоизмещением 5 млн т и рядом 1 100 единиц вспомогательного флота.

Заставить вернуться ЧМП или возродить УДП не под силу, это факт. Но позволяется создать условия, при которых иностранные судовладельцы захотят отмечать суда в Украине.

Сегодня, (для того зарегистрировать судно в Государственном судовом реестре, нельзя не собрать неимоверное количество бумажек и месячишко ждать пока их рассмотрит Морская полномочия. В то же время, в Болгарии, Румынии, Грузии и других странах, разрешено получить право плавания подо их флагом с помощью электронных сервисов следовать несколько дней.

Дальше урок таможенного оформления. Импорт повлечет вслед собой уплату 20% НДС и 5-15% пошлины. Ведь есть при стоимости судна $10 млн, нужно вбухать около $3 млн из-за украинский флаг. В ведущих морских государствах вслед регистрацию взимается сбор в небольшую толику тысяч долларов.

Какие виды у нашего флага при таких условиях? Высокопарный вопрос.

Для полноценного развития украинского флота необходим совокупность мер, включающий поддержку судостроения, либерализацию налоговых и таможенных требований, упрощенчество процедур регистрации. Достичь сего можно только консолидировав силы народных депутатов (в первую наряд транспортного комитета), Мининфраструктуры и профильных морских специалистов.

Капиталовложения

Как показывает практика, пусть даже при нынешних условиях вложения идут в портовую отрасль. Уминать примеры DP World, QTerminals, Risoil. А в целом инвестиционный климат в Украине малопривлекателен чтобы иностранцев (да и украинцев равным образом). Нет четких и прозрачных процедур, кто хочешь проект наталкивается на огромную стену изо бюрократических процедур.

Это и неустановленность со строительством на землях водного фонда в портовых акваториях, и распыленность полномочий по различным государственным органам, и безвластие порядка возмещения вложенных инвестиций. Любое вместе это превращает возьми на выбор (любое) инвестиционный проект в квест с малопредсказуемым результатом, чего конечно серьезно ограничивает уточнение наших портов.

Подводя подсчет, в новом году хочется возжелать обновленному министерству не сворачивать с правильного пути и наступательно набирать обороты.

Все материалы автора
В противном случае Вы заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Статьи, публикуемые в разделе «Мнения», отражают точку зрения автора и могут далеко не совпадать с позицией редакции








Напишите нам
портовые налоги концессия флот черное целый короб судостроение АМПУ моряки корабли командир порты Конвенция MLC