Oт 15 дo 30 прoцeнтoв укрaинцeв живут и рaбoтaют нe пo мeсту рeгистрaции. Этo сoздaeт строка прoблeм – oт нeвoзмoжнoсти вoспoльзoвaться зaкoнным прaвoм гoлoсa нa выбoрax и дo слoжнoстeй с мeдицинским и сoциaльным oбслуживaниeм. Пoпытки рeфoрмирoвaть пoрядoк рeгистрaции пoкa успexa нe дoстигли. Мeжду тeм прaвoзaщитники прeдлaгaют объявить недействительным «совковую» модель прописки, заменив ее полностью декларативной.
Эксперты Аналитического центра CEDOS провели качественное социологическое изыскание и анализ украинского законодательства с целью определения вызовов и последствий в (видах государства и общества, связанных с проблемой регистрации места жительства.
После подсчетам аналитиков – от 15% (в малых населенных пунктах) поперед 30% (в крупных городах) жителей живут и работают не сообразно месту регистрации. Таким образом возникает ряд проблем – и исполнение) государства, и для граждан.
Трудности государства: затруднен подсчет населения, перераспределение бюджета, предоставление медицинских и социальных услуг.
Граждане сталкиваются с: хлопотами с получением документов, проблемами с участием в местных выборах, проблемами с обслуживанием в поликлиниках и других социально направленных ведомствах.
В прошлом году королевство попыталось поменять правила регистрации. Но легче от того украинцам никак не стало. Даже получили новую беду в виде админштрафа следовать просрочку.
Почему же украинцы не спешат фиксировать свое место жительства? Аналитики CEDOS причинами назвали следующие:
– (гражданка) не имеет собственного жилья, а арендодатель регистрировать отказывается; – сложная мероприятие регистрации (в том числе – бюрократические препятствия в виде очередей и необходимости по сию пору еще носить «бумажки») – дополнительные расходы (в частности, благоп); – стереотипы.
Основной причиной того, что изменения нужно помещать немедленно, является существенное и массовое нарушение прав человека и его основных свобод, вызванное существованием устаревшей действующей системы. Ради этого и исследование и проводили, отметила руководитель проекта Людмила Янкина.
Население и местный бюджет
Но только вопросами медицинского обслуживания и голосования для местных выборах проблема не ограничивается (хотя это бешено существенные вопросы). Другой пласт проблем – наполнение местных бюджетов в рамках децентрализации правительство.
Значительные объемы населения, которые проживают не вдоль месту регистрации, увеличивают диспропорции в наполнении местных бюджетов. С ростом внутренней мобильности сии проблемы будут только расти. Действующий институт регистрации нуждается в реформе, – объяснила проблему чартист проекта Анастасия Фитисова.
Эксперт Института общественно-экономических исследований Большая слава Жук поставил вопросы, которые связывают проблему регистрации места проживания с децентрализационными процессами. За его словам, в 2016 году имело место значительное рост доходной части местных бюджетов. Может ли это недвусмысленно свидетельствовать об успешности реформы децентрализации? Какова структура налоговых поступлений в бюджеты общин, и соблюдается ли оптимальное отношение между собственными доходами и переданными государством?
По мнению эксперта, такого порядка подход, когда гражданин обязан платить налоги по месту регистрации, пускай бы работает в другом регионе – неправильный.
Если человеку отнюдь не нашлось рабочего места в регионе, где он родился, так это проблема местной власти. Это должно быть ради них стимулом – удержать у себя высококвалифицированных работников, чтобы они платили налоги нате местах, – уточнил Жук.
Внутренне перемещенные лица
Следовать последние три года, из-за вооруженного конфликта нате Донбассе, у нас появилась новая категория граждан – внутренне перемещенные лица (ВПЛ). Примечательно, (то) есть отметила представитель Датского Совета по беженцам Екатерина Галенко, почему порой даже украинские русскоязычные СМИ расшифровывают эту аббревиатуру во вкусе «временно перемещенные». Но три года – это уже неважный (=маловажный) «временно». И даже больше.
Согласно последним опросам, хлеще половины внутренне перемещенных лиц из Крыма и неподконтрольных правительству частей Донецкой и Луганской областей невыгодный планируют возвращаться, что делает интеграцию в принимающие территориальные общины единственным долгосрочным решением чтобы них, – отметила эксперт.
К сожалению, констатировала Галенко, существующая доктрина регистрации места проживания существенно усложняет такую интеграцию. Соответственно ее словам, Датский совет по делам беженцев работает с проблемами, с которыми сталкиваются внутренно перемещенные лица, с 2015 года, и сейчас наблюдает, что в контексте реформы вдоль децентрализации такая проблема интеграции может распространиться не всего-навсего на внутренне перемещенных лиц, но и на другие категории внутренних мигрантов.
Вылазка – декларативная регистрация
Эксперты видят возможным выходом изо ситуации введение декларативной модели регистрации места жительства. Ведь есть когда при регистрации не нужно доказывать документально видимое дело своего проживания. Конечно, такое предложение имеет свои нюансы, ради разработку и внедрение которых должно взяться правительство.
Правозащитники, которые участвуют в исследовании проблем регистрации места проживания, акцентируют преимущество затронутых вопросов и обещают содействовать тому, чтобы и во власть это мнение услышали и приняли реальные меры для решения проблемы.
Нашими следующими шагами к изменениям, затем завершения этой части проекта, является достижение в государстве уровня беспрепятственной реализации прав человека (таких т. е. политические, экономические, трудовые, социальные и другие права) по месту его фактического проживания. В отдельных случаях человек больше не должен ехать по месту «прописки», (для того проголосовать на местных выборах или оформить пенсию. Часом человек является полноценным интегрированным членом территориальной общины, в которой симпатия проживает по факту, – отметила Людмила Янкина.