Достижения местного самоуправления: первые выборы и децентрализация

11 дeкaбря сoстoялись пeрвыe выбoры тeрритoриaльныx oбщин — в 41 oбъeдинeннoй oбщинe в 13 oблaстяx. Слeдующий этaп, в 143 oбъeдинeнныx oбщинax, зaплaнирoвaнo нa 18 дeкaбря. Пoэтoму дeцeнтрaлизaция мeдлeннo нaбирaeт oбoрoты. У нee — свoи пoбeды и прeпятствия.
Oбъeдинeнныe oбщины выбирaли дeпутaтoв сeльскиx, пoсeлкoвыx, гoрoдскиx сoвeтoв и сooтвeтствующиx сeльскиx, пoсeлкoвыx, гoрoдскиx гoлoв. Сии выбoры — вaжныe для рaзвития мeстнoгo сaмoупрaвлeния. Oт успeшнoсти внoвь избрaнныx oргaнoв мeстнoй влaсти в знaчитeльнoй стeпeни будeт зaвисeть дaльнeйшaя дeцeнтрaлизaция и все рeфoрмa мeстнoгo упрaвлeния.
Пoлитичeский aнaлитик Фoндa «Дeмoкрaтичeскиe инициaтивы» имeни Илькa Кучeривa Aлeксeй Сидoрчук нa круглoм стoлe «Выбoры в oбъeдинeнныx oбщин: пeрспeктивы и вызoвы дeцeнтрaлизaции в нoвыx услoвияx» прeдстaвил рeзультaты исслeдoвaния, прoвeдeннoгo Фoндoм, кoтoрый выяснял у всex зaинтeрeсoвaнныx стoрoн: ужe eсть рeзультaты дeцeнтрaлизaции? Опросили 50 голов действующих объединенных общин, а равно как работников районных администраций и региональных экспертов.
Будто способствует объединению общин
С лишним всего способствуют финансовые стимулы, нарастание собственных доходов и государственная поддержка. Новый стимул — самостоятельность в принятии решений. Сие больше побуждает участников общин к объединению.
Нате сегодня 66 общин провели у себя избрание, избрали в свои органы тех, кого хотели, отметил заведующий отдела административно – территориального устройства департамента соответственно вопросам местного самоуправления и территориальной организации правительство Минрегионстроя Николай Рубчак. Сдерживающим фактором, в области мнению чиновника, является позиция ЦИК, каковой не видит оснований для объявления выборов в общинах, которые объеденились окрест городов областного значения.
О крупных городах в контексте децентрализации читайте входя во все подробности: Укрупнение или измельчение: чем грозит рассредоточение большим городам

Препятствия объединения
Основным фактором опрошенные назвали резистанс заинтересованных сторон: чаще всего сие сельские и поселковые головы, не желающих грести на выборы и терять свои должности. Эксперты говорили о сопротивлении районной центр – и советов, и госадминистраций, которые также опасаются обрести финансирование или потерять должности, рано или поздно процесс объединения будет завершен. Сильнее выраженный характер это сопротивление приобретает, ежели районные власти возглавляют оппозиционные силы.
Следующее зацепа (зацепка) – нежелание отдельных общин,которые поуже получили дополнительные доходы от децентрализации, позже объединяться. Также препятствием для объединения называли нехватку определенных законодательных актов, в частности – законы по мнению объединению, и об изменении границ районов (билль №4676).
Но то, что уж образовались почти 350 объединенных общин, свидетельствует о томишко, что нормативная база достаточна во (избежание того, чтобы их создать и мучиться. Опыт 159-ти это подтвердил, – прокомментировал хозяин по науке и развитию Института гражданского общества Анатоль Ткачук.
Отдельные РГА обратили первый план на такую угрозу: некоторые бедные общины, которые никак не объединились, становятся «черными пятнами», депрессивными в социально-экономическом смысле, и районная владычество не может их поддерживать финансово изо районного бюджета.
Что получили объединённые общины
Главные преимущества – дополнительный финансовый ресурс, способность постановлять проблемы, которые накапливались годами, и для которые не хватало средств. Около этом больше всего тратятся получай ремонт дорог, ремонт и реконструкцию коммунальных учреждений и возьми мероприятия по энергосбережению.
Эксперты отмечают, что-нибудь объединенные общины средства используют стоит только эффективно, но их проекты в основном краткосрочные. Не хватает развивающих проектов, которые увеличивали финансы общества в будущем, – уточнил Сидорчук.
Причины отсутствия долгосрочных проектов – недохват опыта должностных лиц ОТГ, ограниченное хронос, предоставленное для реализации, а также (по)хотение чиновников «залатать дыры», показав населению конкретные результаты и выгоды, позволено получить от объединения. Однако эксперты предупреждают, подобно как в дальнейшем недостаток долгосрочных развивающих проектов «ударит» числом самым объединенных общинах – они без- смогут привлекать какие-то дополнительные капитал, которые могла бы дать сбыт таких проектов.
Новые администрация объединенных общин
Больше целом) новых полномочий – в образовании. Чуть чище чем на половину выросли доверенность в сфере админуслуг и здравоохранения. Несколько слабее – полномочий по социальной защите, ка мало – по архитектурно-строительному контролю. Что такое? больше всего не хватает руководству заново образованных общин – так это полномочия распоряжаться землями за пределами населенных пунктов.
Препятствиями, которые мешают постигнуть новые полномочия назвали нехватку квалифицированных кадров и наперечет законодательно урегулированный сам процесс передачи полномочий.
Примеров сотрудничества общин то время) как довольно мало. Прежде всего – с-за нехватки информации и неготовность самих общин конкурировать. Впрочем, такие аргументы Анатолий Ткачук назвал жутко сомнительными, ведь «Гугл знает повально». Поэтому причина – в лени.
В общем подавляющее большая) часть граждан пока не видят изменений в качестве собственной жизни по причине децентрализации. Среди жителей ОТГ, кто такой эти изменения чувствует – больше положительных, нежели отрицательных, — подытожил Сидорчук.
А Ткачук уточнил: в ответах возьми вопрос «что ухудшилось?» никто неважный (=маловажный) назвал новые полномочия местного самоуправления. Вследствие этого фактически имеем значительно лучший конец, чем следует из простой арифметики, отметил сюрвайер.
Рекомендации центральной власти условно процесса децентрализации
Принять законы для объединение и изменение границ районов и для распоряжение землями за пределами населенных пунктов, законодательно упорядочить процесс передачи полномочий от РГА в объединенных общин, реконструировать государственный контроль за решениями территориальных общин. А равным образом установить четкие сроки выполнения этапов реформы, поперед завершения процесса добровольного объединения и перевода процесса объединения в неизбежный характер под конкретный временной число.
Народный депутат Елена Живо рассказала о законопроектах, над которыми работает Напутствие, и которые призваны либерализовать процесс децентрализации и придать бодрости вновь объединенные общины: 4772 и 4773 – насчет доприсоединение к уже существующим общинам тех, которые мало-: неграмотный смогли объединиться раньше. Разработано сызнова несколько законопроектов: о поддержке института старост и сообразно финансированию первых выборов за результат субвенций от государства. Также поуже подготовили новый проект закона о решении проблем общин в рамках различных районов.
Я расширяем возможности добровольного объединения общин, уточняем карт-бланш общин и представительных институтов этих общин, и поддерживаем уж созданные общины, которые имеют определенные проблемы или — или особенности этого создания, – отметила нардеп.
Скооро пообещала, что ВР в дальнейшем содействовать объединения общин, и попросила «не погружать. Ant. повышать руки».
В итоге – децентрализация продолжается, общины объединяются и начинают сидеть. Кто-то более успешно, кто именно-то – менее. Но ни деньги, ни четко прописаны законы маловыгодный являются главным фактором реформы. Минувшее – важнейший ресурс, который нельзя предоставлять компенсацию никаким другим, говорят эксперты. И потому что Украина сама время потеряла, затянув с реформой местного самоуправления, сегодня нам сложно догнать цивилизованный макрокосм.