Укрaинский истoрик Ярoслaв Грицaк пoдeлился свoими мыслями oтнoситeльнo Рeвoлюции Дoстoинствa, нaзвaл глaвнoe ee oтличиe oт Oрaнжeвoй Рeвoлюции, и укaзaл нa тoт фaкт, чeм сoврeмeнныe рeвoлюции oтличaются oт прeдыдущиx.
Рeвoлюция — этo прeждe всeгo eврoпeйскoe явлeниe
Рeвoлюция – этo исключитeльнo eврoпeйскoe и исключитeльнo сoврeмeннoe явлeниe. Oнo вoзниклo в кoнкрeтнoe врeмя в кoнкрeтнoм мeстe. И дo 1917 гoдa, Вeликoй русскoй рeвoлюции, рeвoлюции прoисxoдили тoлькo нa Зaпaдe. Кoнeчнo, всe зaвисит oт тoгo, чтo да мы с тобой пoнимaeм пoд тeрминoм рeвoлюция. Пo клaссичeскoму oпрeдeлeнию – этo быстрaя смeнa элиты нa oднoй и тoй жe тeрритoрии, сoпрoвoждaeтся идeoлoгичeскoй лeгитимaциeй. Рeвoлюция прoисxoдит тoгдa, кoгдa прeдлaгaeтся oпрeдeлeннoe нoвoe видeниe, прoeкт, чeрeз кoтoрый и прoисxoдит быстрaя пoлитичeскaя смeнa элиты.
Aрeaл рeвoлюций рaсширяeтся в сooтвeтствии с тeм, кaк мeняeтся пoнятиe Зaпaдный общество. И eсли, скaжeм, в 1789 гoду Страна восходящего солнца не принадлежала к Западу, то мятеж 1968 уже проходила в кампусах держи просторах от Сан-Франциско раньше Токио.
Но почему мятеж – это европейское явление? Только в европейской христианской католической культуре могла загореться такая идея, что можно совлекать короля. Который является помазанником Божьим. Не беря в расчет того, что он есть помазанником Божьим, его дозволяется его даже наказывать на гортань, пользуясь именно христианским мировоззрением.
Архетипом старых революций является 1789 время, новых – 1968
К середине ХХ века в мире образцом первый встречный крупной революция была Французская нтр 1789 года. С ее позиции каждая смена имеет 4 стадии: мирная романтическая, нарастание. Ant. облегчение конфликта, приход к власти радикалов (изумительный Франции – якобинцев) и контрреволюция, или термидор. И каждая смена должна была пройти через сии 4 фазы. Почему? Потому что из-за них прошла Французская революция. В отдельных случаях большевики проводили революцию 1917 лета, то, конечно, ориентировались на Французскую революцию.
Так крах этой модели произошел ранее во второй половине ХХ века, не без того наиболее заметным это стало в время так называемых бархатных революций 1989-1991 годов. Новые революции начались по прошествии времени революции студенческой 1968 года. Же, однако, нельзя сказать, что без дальних слов вообще существует любой архетип революции. 1968 годок – это скорее просто тип.
Неравно символом старых революций была гильотина, либо, условно говоря, застенок НКВД, символом новых революций является полнотелый стол. В революциях старого типа деньги, массовые жертвы, были неотъемлемым компонентом прихода к верхи новой элиты. Это воспринималось убыстренно даже не просто как нормалек, а как необходимое условие успешного свершения революции. О ту пору как для бархатных революций жертвы убирать чем-то очень нежелательным, экстраординарным, ненормальным. Революции будто 1789 года – это революции Робеспьера и Ленина, революции 1968 возраст – Ганди и Гавела.
Теперь нтр происходит в случае улучшения ситуации, а безграмотный ухудшение
Участниками майской революции 1968 возраст в Париже были в основном представители высшего среднего класса – детушки из состоятельных семей. Это полном) объеме не вписывается в схему традиционной революции, вследствие того что что за архетипом Великой французской революции протестуют до гробовой бедные слои. Но с середины ХХ толиття обсад изменилась. С появлением класса людей, у которого обеспечены базовые потребности – съедение, крыша над головой, одежда – появляется новая вес. Это потребность самовыражения.
И восстание возможна, когда сформируется достаточно неисчислимый класс, для которого ценности без- будет выживание, но самовыражения. И если нет при этом будет авторитарный расписание, то революция, скорее всего, его сметет. Благо же режим будет демократическим то есть (т. е.) условно демократическим, то этот кайфовый будет добиваться еще большей демократизации, ведь есть массовости, в стиле движения occupy. Примером может лежать Южная Корея. Поэтому, по этой логике, новые революции происходят никак не тогда, когда экономическая ситуация в стране ухудшается, а напротив – когда улучшается.
Евромайдан и Апельсинный майдан принципиально разные
Держи первый взгляд, есть много общего посереди двумя площадями. Оба прошли в часть же месте, начались в то а время, оба были против Януковича, обана возглавляли примерно те же лидеры. Зато есть большая принципиальная разница промеж (себя) ними. Если первый Майдан воспрещено было представить себе без лидера, ведь на втором Майдане казалось, словно (бы) лидеры являются лишними. В настоящее времена Оранжевой революции невозможно было себя представить мобилизацию сотен тысяч людей минус какого-либо определенного лидера. И, не исключено, отсутствие такого привело бы к поражению революции. В лоне тем, как на Евромайдан призыв происходила не вертикально, а горизонтально. Надо лидерами Евромайдан в лучшем случае смеялись, в худшем – без труда терпели. Потому что лидером был собственной персоной Майдан.
Это, между прочим, связано с тем, что-нибудь поколение, которое принимало участие умереть и не встать втором Майдане, а мы помним, сколько это были в основном молодые человеки – молодежь была двигателем этой революции – еще имеет другой этос, чем наше родословная. Это пользователи Фейсбука и Вконтакте, идеже все на входе условно ровные. Идеже невозможно быть Януковичем. Известный британский эконом Гай Стэндинг сказал, что Евромайдан – сие классическая революция прекариату. То кушать класса людей с нестабильным образом жизни и работы безо долгосрочных гарантий и надежного заработка.
Вероятие взрыва нового майдана очень мала
В начале двухтысячных годов в Украине социологи наблюдали интересную тенденцию. В вопрос «Как изменилось ваше материальное должность по сравнению с предыдущим годом», респоденты возраст в год отвечали «хуже». Между тем, словно в том же опросе на восклицательный знак: «приобрели вы себе этого лета новый компьютер, или автомобиль, али съездили на море», опрошенные отвечали в основном «да н». Это не значит, что в одном случае они говорили правду, а в другом недостает. В обоих случаях это правда. Нетрудно понимание бедности и богатства меняется.
В (видах Украины характерна относительная бедность. Ведь есть люди чувствуют себя бедными сообразно сравнению со своим соседом, неужто ровесником из другой страны. И смена 2004 года, а впоследствии 2013 лета состоялась именно благодаря тому, кое-что на самом деле материальное пост среднего класса улучшалось. Сейчас да мы с тобой не можем прогнозировать улучшение уровня жизни в ближайшее эпоха. Средний класс вошел в фазу выживания. Следственно вряд ли вскоре разразится новая бунт.
Вряд ли Майдан был способным бы выиграть без национализма, хотя это не значит, что революцию выиграли националисты
Базар, как большинство движений occupy и революций арабской весны, был в состоянии быть обречен на поражение, кабы бы не национальный вопрос, шовинизм. Одна вещь, которая не меняется, которая унаследована ото предыдущих «старых» революций еще со времен гуситов – сие национальное чувство. Условно говоря, теточка революции имеют больший шанс держи выигрыш, в которых присутствует элемент национальной мобилизации. Поздно ли враг не просто внутренний, а когда-нибудь это какая-то чужая дикий.
Это одна из причин, благодаря этому, по моему мнению, революция победила. В националистическая фракция Майдана превратила оный «геппенин» на насильственное противостояние. Вместе с тем я не считаю, как говорит, в частности, Путин, что это была националистическая нтр. Это даже не была национальная переворот. Но националистический элемент сделал ее успешной.
Слава Грицак – украинский историк и публицист, физиотерапевт исторических наук, профессор Украинского католического университета, составитель книг «26-й процент или точно преодолеть историю», «Куда движется (юдоль», «Страсти по национализмом» и др.
Мать: Украинский католицческий университет