Стaть ювeлирoм Изрaиль Руxoмoвский рeшил нaпeрeкoр рoдитeлям, кoтoрыe дo пoслeднeгo мeчтaли, чтoбы пасынок стaл рaввинoм. Чтобы убедить родных в правильности своего решения, спирт открыл в Одессе мастерскую и начал принимать первые заказы: цепочки, металлические копилки, ажно золотой скелет человека.
Однажды дверь мастерской Израиля Рухомовского открыли вдвоём российских продавца древностей с очень необычным заказом. Мол, во (избежание их друга-археолога нужно сделать щедрый подарок – полукилограммовую тиару изо чистого золота и украсить ее сценами из греческой мифологии.
Для того чтобы уж точно порадовать друга – оставил надпись на древнегреческом «Царю великому и непобедимому Сайтаферну. Управа и народ Ольвии». Чтобы Рухомовский сумел передать стиль античных мастеров, ему принесли книги и до сего часа несколько артефактов из раскопок Ольвии.
Израиль Рухомовский украсил тиару древнегреческими сюжетами
Из-за несколько месяцев тиара была готова. Довольные покупатели лучезарно заплатили 1800 рублей и скрылись. Для них эта хроника только набирала обороты. Взяв самый обычный молоток, тетюха нанесли несколько вмятин, при этом не повредив ни одну сцену. Сие потом и вызовет больше подозрений, но россияне были готовы пойти: чем лучше состояние тиары, тем больше денег разрешается за нее выручить.
В конце ХІХ века Старый Свет переживала настоящий всплеск интереса к античной культуре, так а музеи буквально охотились за каждым артефактом из Древней Греции. Дельцы вперед обратились к музею в Вене, но там тиарой не заинтересовались. Безвыгодный поразила она и британских музейщиков. Наконец торговцы добрались до самого Лувра. Тиару осмотрели десяток искусствоведов и археологов, и никто безграмотный выразил сомнений.
Поскольку драгоценность была в идеальном состоянии, торговцы пригласили сногсшибательную сумму в 200 тысяч франков. Пришлось аж брать разрешение у парламента на такую покупку, но французам быстро больно хотелось утереть нос всей Европе. 1 апреля 1896 годы Лувр гордо представил тиару из Ольвии, датированную III веком давно нашей эры, которую якобы жители города подарили скифскому царю Сайтаферну.
Радость длилась не долго. Немецкий археолог, осмотрев тиару, неумолимо заявил: «Это подделка. Стиль передан не точно и богов ветра греки изображали до-другому». Работники Лувра только огрызались, мол, чего постоять кого от немцев, которые просто завидуют.
Журналисты неважный (=маловажный) давали скандалу затихнуть, появился даже ювелир, который приписал себя авторство тиары. Эти перепалки продолжались 6 лет, пока в (столица не приехал знакомый того самого Израиля Рухомовского и с газет узнал о новой жизни одесской тиары. Он вмиг написал в редакцию и через некоторое время Рухомовский направлялся в (столица подтвердить свое авторство.
Израиль Рухомовский – одесский золотарь
Он показал в Лувре свои эскизы, назвал книги, с которыми работал, а музейщики до последнего не хотели признавать свою ошибку. Токмо когда одессит воспроизвел в золоте часть тиары, французы сдались.
Интересах Лувра это был большой удар по репутации, невыгодный говоря уже о финансовых затратах. А вот для Рухомовского сей скандал стал путевкой в новую жизнь. Ювелир так и остался в Париже и открыл свою мастерскую.