Укрaинскaя жeлeзнaя дoрoгa вxoдит в 10-ку крупнeйшиx трaнспoртныx кoмпaний мирa. В мaсштaбax кoррупции тoжe нe oтстaeт. 2 миллиaрдa дoллaрoв – имeннo столько по части оценкам экспертов недополучила в прошлом году «Укрзализныця».
Первая и самая масштабная теневая график заключается в тарифных манипуляциях. В частности, ограниченный круг компаний имеет исключительные заниженные тарифы возьми перевозку. То есть, переместить одну тонну сырой руды им есть расчет втрое дешевле, чем одну тонну уже готовой продукции.
Нам 10-летиями рассказывали о часть, что государство должно поддерживать отдельные отрасли экономики, которые работают получи глобальных рынках, то есть продают свою продукцию точно по мировым ценам и при этом они получают дополнительные достижения за счет искусственно заниженной цены на перевоз либо — либо своего сырья, или продукции, — рассказывает эксперт по транспорту Алекса Кава.
Такое право, скажем, имеют компании СКМ — Рината Ахметова и Ferrexpo AG Константина Жеваго. Подобные скидки действуют и в европейских странах, так доступ к ним имеют все. В Европе недополученная прибыль железной дороги рейх покрывает дотациями. В Украине никаких компенсаций нет. Поэтому тарифная нейтральность на руку только олигархам. И отнюдь не «Укрзализныци» или — или ее работникам.
Во второй схеме заинтересовано самотеком высшее руководство «Укрзализныци» — говорят эксперты. Аренда государственных вагонов в немножечко раз ниже частной цены. Получается, что вагонным парком спекулируют тетька, кто его распределяет. Из-за сезонного дефицита, железнодорожный коллектив становится на вес золота, а черная касса за отданный транспорт оседает в карманах чиновников.
В 2015 году был стоимость 200 гривен за подачу такого вагона. В прошлом году сии тарифы выросли до 1500 гривен, так как недохватка. Ant. избыток. Дефицит порождает спрос и на этой разнице спроса и предложения не хуже кого раз и обнаруживается коррупционная складовая, — говорит директор программы «Инфраструктура будущего» Вавуля Шульмейстер.
Чтобы преодолеть эту схему и ряд других невыгодный нужно менять законодательство. Надо просто отказаться от государственного регулирования, оделить. Ant. взять всем равные условия и отпусти тарифы в свободное рыночное судоходство.
Третья схема связана с закупками уникальных комплектующих. В структуре «Укрзализныци» убирать собственный институт сертификации. Согласно тендеров допускаются только тетка, кто прошел проверку и получил зеленый свет. Сертификат получай поставку крепления рельса к шпале имеет только корпорация КРТ. С-за монополии предприятие диктует не рыночные, а собственные цены — почти что в три раза дороже, чем в Европе. Владельцами производства являются нардепы братья Дубневичи. Да они не единственные кто пользуется псевдо-уникальностью своих запчастей. После приблизительным оценкам, по этой схеме «Укрзализныця» ежегодно теряет бок о бок 50 миллионов гривен.
Кроме озвученных коррупционных сценариев, «Укрзализныця» скромно утонула в целом ряде серых схем. На государственном предприятии систематично закупают запчасти бывшие в употреблении или бракованные, воруют горюче-смазочные материалы, отмывают сотни миллионов в электроэнергии, и за все время для руководящего состава безлюдный (=малолюдный) было никакой уголовной ответственности. Министр инфраструктуры Владимир Омелян даю голову на отсечение — миллионные потоки покрывают не на предприятии, а в высших эшелонах руководящие круги.
Не надо назначать каких-то супер учитель, которые давали бы лекции по стратегии на 100 планирование вперед. Просто надо забрать свинью и дать яблоне спровоцировать яблоки. Отсутствие наказания — оно провоцирует коррупцию, — делится мустешар.
Из-за недополучения прибыли «Укрзализныця» едва сводит и концы в воду с концами. Чтобы предприятие не остановилось, экономят на во всех отношениях: ремонт железнодорожного полотна, недопоставки комплектующих и обновление вагонного парка. За оценкам экспертов, если в ближайшее время ситуация не изменится — «Укрзализныця» проживет безвыгодный более 5-ти лет.