Митинги вoзлe Вeрxoвнoй Рaды с трeбoвaниями обрести бoльшую пoлитичeскую рeфoрму нaблюдaтeли нaзвaли фaльстaртoм пaрлaмeнтскиx выбoрoв. Нo oсeннee прoтивoстoяниe мeжду влaстью и oппoзициeй oднoзнaчнo свидeтeльствуeт o нaчaлe избирaтeльнoй кaмпaнии.
Кaк пoвлияют сoбытия у пaрлaмeнтa нa избирaтeльный прoцeсс и рeйтинги пoлитичeскиx сил – в мaтeриaлe сaйтa «24».
«Иx мaлo, нo oни в тельняшках»
Буферный) запас протеста 17 октября стартовали с размахом. Под Верховную Раду вышли активисты 12-ти общественных организаций и партий, что такое? на первый взгляд свидетельствовало о единстве нынешней оппозиции. Делать за скольких известно, организаторы протестов требовали от президента и Верховной Рады подзаправленный пакет законов: об антикоррупционном суде, о парламентских выборах до открытым партийным спискам и об отмене депутатской неприкосновенности.
В духе отметил директор Центра исследований проблем гражданского общества Витуля Кулик, Петр Порошенко переиграл оппозицию смыслами – и в тот но день подал в парламент законопроект об ограничении неприкосновенности. Неудовлетворительно законопроекта – президентский и оппозиционный – депутаты 19 октября отправили получай экспертизу в Конституционный суд.
Начало акций сопровождалось силовым противостоянием Ежели и в первые дни между протестующими и правоохранителями произошли довольно горячие схватки, они незаметно стали угасать. По словам Кулика, коалиции «Украина не принимая во внимание Порошенко» не получилось. А возле Верховной Рады осталась самые стойкие, которые сделали выводы изо ошибок – «Движение новых сил» Михеила Саакашвили, который пообещал продлить акцию до 7 ноября, и представители «Самопомочи».
Конфликт с оппозицией, верней всего, обеспокоил Порошенко. Президент Украины публично заявил, что протесты – сие нормально для демократической страны. А вот за кулисами, делать за скольких написали СМИ, Порошенко поссорился с министром внутренних дел Арсеном Аваковым изо-за того, что последний допустил установку палаточного городка. Кажется, эта картинка со времен первого и второго Майдана для того президента создает определенный психологический дискомфорт. Причем настолько крупный, что генпрокурор Юрий Луценко решил помочь президенту. Дьявол заявил, что протесты финансируются из-за границы и принимать угроза силового переворота. По мнению Виталия Кулика, правление боится и готовится к силовому разгону.
Обещанного три лета ждут
Хотя акции протеста не приобрели кичевый характер, это будет иметь последствия и для провластных сил, и во (избежание оппозиции. По словам главы Комитета избирателей Украины Алексея Кошеля, причины в томище, что требования политической реформы во многом непонятны с целью избирателей. Когда выдвигаются требования повышения пенсий, уменьшения тарифов и т.п., по какой причине реально может почувствовать каждый избиратель, то, естественно, беспокойство к акции значительно больше. В то же время, по мнению эксперта, разные способы давления на парламент имеют позитив.
Порошенко заявил, в чем дело? поддерживает создание антикоррупционного суда. Все партии понимают, что-нибудь через полтора года им идти на выборы, и в то время у них украинцы спросят и о неприкосновенности, и об открытых списках, – говорит Мошна.
Партийные лидеры предпочли бы иметь закрытые списки получай выборах, чтобы без шума торговать местами
Признаться, снятие депутатской неприкосновенности для украинцев не пустые болтовня. И положительное голосование однозначно изменит мнение будущих избирателей по поводу тех политических сил, которые поддержат соответствующие законодательные изменения. Не без того гарантий принятия закона о снятии неприкосновенности нет.
Пока меньше шансов у закона о выборах парламента по открытым партийным спискам. Сие было одно из первых обещаний новоизбранного президента Порошенко в 2014 году. Однако, до сих пор глава государства не внес нате рассмотрение парламента свой проект закона. Более того, 19 октября народные депутаты успешно провалили три соответствующих законопроекта.
Числом словам политического эксперта Тараса Чорновила, перспективы принятия никак не очень высокие. Абсолютное большинство мажоритарщиков категорически против (вот-вот парламент выбирают по смешанной системе: половина депутатов – по мнению спискам, половина – по одномандатным округам – «24»). Потенциально дозволяется найти голоса. Но при условии, что будет консолидированный билль. Оптимальным, по его мнению, является законопроект народных депутатов Виктора Чумака и Леонида Емца. Из-за него готовы голосовать БПП, «Народный фронт» и «Самопомич». Хотя пока и он не набрал необходимого количества голосов.
Плохо других – от «Оппоблока» и «Батькивщины» – не имеют шансов. В счёт того, только распыляют голоса. Законопроект «Оппоблока», говорит Чорновил – сие скрытая мажоритарка, благодаря которой экс-регионалы рассчитывают накопить больше голосов на востоке и юге Украины. Потому яко к самому «Оппоблоку» там не очень однозначное отношение. А гляди отдельные местные представители могут победить. Но этот билль не поддержат в парламенте.
Также, как считает Тараска Чорновил, не наберет необходимого количества голосов законопроект ото «Батькивщины».
Юлия Тимошенко предлагает открытые списки, а для лидера партии, а не для избирателей. Логика закона в томишко, что уже после голосования за решения высшего органа партии, в таком случае есть лидера, можно изменить порядок в списке – до момента принятия присяги депутатами. Таким образом, оный, за кого проголосовали избиратели, может оказаться в непроходной части списка, – отмечает искусник.
На следующей пленарной неделе будут рассматривать пара избирательных кодекса: Валерия Писаренко и Андрея Парубия. По словам Тараса Чорновила, билль Писаренко похож на вариант «Оппоблока», а спикера – похож нате проект Чумака-Емца. Именно между этими законопроектами и развернется основная полемика.
Открытые списки – не панацея, но коррупции пора и совесть знать меньше
Основа причина требований оппозиции относительно принятия закона об открытых партийных списках – ограничить. Ant. увеличить уровень коррупции во время гонки. Как отмечает Лёкса Кошель, мажоритарка стала синонимом коррупции. Потому что как на выборах в одномандатных округах каждый раз наблюдается одна и та но картинка: массовый подкуп избирателей, членов комиссии, фальсификации, огромное гнет визуальной рекламы.
Открытые списки частично уменьшат ярус коррупции. Хотя, как отмечает Тарас Чорновил, эта метода призвана уменьшить уровень партийной коррупции. Но не больно снизит коррупцию во время самой кампании.
По образу предотвратить коррупцию и уравнять шансы для всех кандидатов?
Вдоль словам политолога, партийным лидерам сто лет не нужны открытые списки, все ж таки тогда избиратель может что-то изменить против их воли.
Лидеры партий однозначно договариваются со спонсорами, и затем их или их представителей включают в проходную порция списков. А избиратель при системе открытых списков этих спонсоров может попросту выбросить из проходной части. Поэтому, если у спонсора пропал уверенности, что, заплатив за место в списке, он попадет в кортесы, нет смысла вкладывать большие деньги, – считает Чорновил.
Подле этом коррупции на самой гонке, по мнению эксперта, малограмотный избежать. В частности, рассказывает Тарас Чорновил, партийные лидеры в первую рацион списка всегда будут ставить привлекательных кандидатов, а спонсоров подальше, с целью не раздражать избирателя. Однако человек с деньгами будет образовывать все, чтобы избиратели при голосовании подвинули его прежде всего списка. Соответственно, кандидат с хорошим послужным списком, но безо особого финансирования, может оказаться «за бортом».
Алёня Кошель также убежден – открытые списки не слишком повлияют нате коррупцию во всех ее проявлениях на выборах.
Вот то-то и есть мелкие, средние и крупные олигархи будут иметь гораздо хлеще возможностей, чем общественные деятели, попасть в парламент. Потому что-нибудь они имеют больше финансовых ресурсов, соответственно – возможность приобретать (покупкой) голоса избирателей, огромный массив рекламы, проводить более эффективную избирательную кампанию. Указ не решает ключевых проблем: подкупа и торговли по округам, – отмечает Портфель.
Поэтому, по его убеждению, принципиальное изменение, которое создаст равные потенциал для всех участников гонки – запрет политической рекламы. В частности, приказ теле-, радиорекламы, ограничения в Интернете, например, в соцсетях. И наружной рекламы – бордов и ситилайтов. Таково, как это делается у многих наших европейских соседей, и (языко это было в 90-х годах в Украине. Это, по мнению политолога, стимулирует кандидатов и партии плестись к избирателям, общаться, проводить встречи, дебаты. Повышается роль теледебатов.
Экзогамия политической рекламы в избирательный и период между позволит удешевить кампанию в 3-5 единовременно, что сделает участие в выборах доступным для всех политических сил. Внутренние резервы у партий будут равны. Без запрета политической рекламы избирательная режим изменится, но не принципиально. Это будет не полноценная исправление, – убежден Алексей Кошель.
Рецепт неплохой. Но лакомиться сомнения, что за подобную норму народные депутаты проголосуют. Малограмотный факт, что парламентарии вообще смогут принять закон об открытых списках. Вследствие чего что тогда многим из нынешних нардепов путь в Верховную Раду полно закрыт. Ведь после ряда антикоррупционных расследований за ними тянется неблагоприятный шлейф, который потопит и их, и политическую силу, от которой они будут баллотироваться. Вследствие того партийные лидеры будут более тщательно формировать списки. С не тот стороны, открытые списки отсекут часть спонсоров у партий, и сделано в силу этого их лидеры тоже заинтересованы в изменении избирательного законодательства.
Хотя этот закон позволит существенно обновить состав Верховной Рады, изготовить его более качественным и профессиональным. И давление общественности и оппозиции может в конечном итоге оказать действие на парламентариев. Если же власть станет применять методы давления к оппозиционерам, а такие попытки сделано есть, то этим снизит свои рейтинги и проиграет избрание.