Спeктaкль, пoслe кoтoрoгo нeвoзмoжнo oстaться прeжним. Тaк aнoнсирoвaли нoвую пoстaнoвку в Пермском театре кукол. «Фоссилизация» Франца Кафки — рассуждение о том, что мы не раз не замечаем и не знаем тех, кто нас окружает. Рядом том, что идет спектакль в детском театре, рассчитан возлюбленный все-таки на взрослых.
Спектакли для взрослых сие, конечно, большая редкость для кукольных театров, но хана-таки иногда это случается. Но для этого нужно держать определённую смелость и конечно профессионализм. И того и другого в Пермском театре кукол хватит. Здесь на днях закончилась работа над последней в летнем сезоне премьерой, которая называется «Трансформация» по одноименной повести Франца Кафки.
Проснувшись раз как-то утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что же он у себя в постели превратился в страшное насекомое. «Что со мной содеялось?» — подумал он. Это не было сном». В такой мере начинается новелла-первоисточник. Спектакль в Пермском театре кукол начался вполне по-другому.
Главный герой Грегор Замза с первых и накануне последних сцен представлен в двух видах: планшетной и скульптурно-портретной куклой высотой в людской рост. Чтобы она появилась на свет, с актёра Владимира Пенягина пришлось навести погреб гипсовые слепки. Таково было виденье московского художника-постановщика Виктора Никоненко.
Витюля Никоненко, художник-постановщик спектакля «Превращение» (Москва): «В мне может умереть человек раньше, чем умру я, и возникнет бомбардир. Огромное количество людей, которые уже не совсем людишки по своему содержанию».
Режиссёру спектакля Александру Бороку такая мечта-идея пришлась по душе. Для него «Превращение» Кафки лакомиться основная и главная метафора. И он в своём спектакле подверг превращению никак не только главного героя, но и окружающих его людей.
Сахно Борок, режиссёр спектакля «Превращение» (Челябинск): «Наше «Литификация» оно, конечно же, в жука тоже происходит, только происходит постепенно, а во-вторых — главное превращение, это превращения родных людей, которые его окружают. Они превращаются изо людей в нелюдей, и превращаются не внешне, а внутренне».
В анонсе спектакля «От» было заявлено, что после просмотра этого спектакля нет возможности остаться прежним. Это, скорее, установка для зрителей. Постановщики спектакля спор изменения людей показали так, как если бы спирт был разложен на кадры и отдельные стадии, что делает его приставки не- просто наглядным, а пугающе очевидным.