Павел Миков: «Дети у нас лучше знают свои обязанности, чем права»

Микoв

1 июня — Дeнь зaщиты дeтeй. Кoррeспoндeнты гaзeты «Высь» зaдaли вoпрoсы, вoлнующиe бoльшинствo рoдитeлeй, тoму, ктo тoчнo знaeт нa ниx oтвeты, – Упoлнoмoчeннoму пo прaвaм рeбeнкa в Пeрмскoм крae Пaвлу Влaдимирoвичу Микoву.

ЗA ПРOБЛEМAМИ ДEТEЙ ВСEГДA СТOЯТ ВЗРOСЛЫE

– Пaвeл Влaдимирoвич, этoт нoмeр нaшeй гaзeты выxoдит в Дeнь зaщиты дeтeй. И наша сестра xoтeли бы спрoсить у Вaс кaк у глaвнoгo экспeртa в этoй области: во вкусе Вы считаете, от чего сейчас в первую очередь нужно их принимать участие?

– Я бы выделил прежде всего информационную угрозу. В Сетка-пространстве сейчас распространяется масса негативной, а зачастую и деструктивной, информации. Цветы жизни вовлекаются в группы, которые могут причинить вред их жизни и здоровью. (у)потреблять и группы, которые вовлекают детей в совершение преступлений, например таким (образом называемые шоплифтеры. Шоплифтинг – это когда дети заходят в секс-шоп и похищают оттуда вещи, причем не ниже определенной стоимости – наличник устанавливается в группе. При том, что ребенок зачастую малограмотный осознает, что его вовлекают в совершение преступления в реальной жизни и дьявол может понести за это уголовную ответственность. Это характерность психологии ребенка, который сейчас растет в информационном пространстве, – выжимание каких-то бонусов в виртуальной жизни для него становится большей ценностью, чем реальное общение.

Вторая проблема – невнимание взрослых. Каждые зимцерла-лето у нас начинаются с того, что средства массой информации сообщают о маленьких детях, выпавших с окна. Обычно причина – открытые окна, оставленные взрослыми. Антимоскитная палетка создает у ребенка впечатление безопасности, он на нее опирается – и происходит многострадальный случай. Мы через все возможные каналы сообщаем, что же нужно быть особо внимательными при наступлении тепла и соображать, что эта сетка ребенка не удержит. Кстати, компании, которые занимаются вопросами установки современных окон, предлагают дополнительную услугу – машина, который не позволяет открыть окно настежь полностью. Так пока не все об этом задумываются, так точно надо напоминать.

Ну и третье, от чего нужно отражать детей, – это, к сожалению, сами дети. Очень насущно стоит такая проблема, как буллинг, то есть охота за ведьмами и преследование группой детей одного ребенка или какой-так слабозащищенной группы. Проекты, направленные на профилактику этого явления, у нас в крае реализуются, так не носят пока массовый характер. В одном из муниципалитетов, идеже зафиксировали всплеск подростковой агрессии, педагоги-психологи прошли обучающие семинары в области предотвращению буллинга. Травля в подростковой среде всегда имеет вторую сторону, и этой обходным путем выступают взрослые люди. В школе это невозможно без молчаливого согласия педагога. Знать, он и видит проблему, но не знает, как себя в экий ситуации вести. Но если учитель не пресекает издевательства по-над ребенком, он по сути дела негласно дает (условный) знак, что это поведение социально одобряемо. Обучение педагогов позволило им взять в толк, что это за проблема, как ее предотвратить и в нежели здесь их роль.

ГЛАВНОЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ — ВНИМАНИЕ И Вера

– В школе есть и другой извечный конфликт – детей и учителей. Ни дать ни взять Вы оцениваете эту ситуацию на данный момент?

– И ду сказать, что конфликтность в образовательной среде возросла, просто об этом стали бросать чаще благодаря информационной открытости. Любой первоклассник может снять урок и одним нажатием пальца выложить в Интернет. Это и создает такое ощущеньице, что школа превратилась в поле боя: с одной стороны фронта находятся ученики, с другой породы – учителя. Проблемы конфликтов в школе были, есть и будут. Сие связано со взрослением детей, освоением ими новых социальных ролей.

– Только Уполномоченный по правам ребенка помогает урегулировать такие конфликты?

– Такие обращения уплетать. Я при рассмотрении конфликта между учеником-ребенком и взрослым повинен быть посредником. Не оправдывать и не обвинять ни одну с сторон конфликта. Конечно, есть ситуации, когда учитель в своем педагогическом рвении неважный (=маловажный) совсем адекватно выбрал метод воздействия на ребенка. Только бывает и так, что ребенок провоцирует учителей на неправомерные поведение, потому что ему это интересно.

– Неужели общедоступно для развлечения?

– Приведу пример. В этом году в марте в торговых сетях Пермского края появилась жевательная гуммиластик одной фирмы. Обычная вроде бы пачка жевательной резинки, а в утробе написано: «Открой и начни игру», и дальше – сверху каждой пластинке отдельно обертка, где дано определенное запрос. Задания носят абсолютно деструктивный характер. Например: «Залезь для самое высокое здание своего города, сделай сэлфи и отправь сие в Интернет». Или: «Если ты еще ни разу безвыгодный подшучивал над учителем, сделай это в необычной форме, засними и выложи в Уз». Эта жвачка распространялась в торговых сетях, любой был способным ее купить. Тревогу забили родители, мне позвонили и сбросили фотографии. Автор подключили прокуратуру и Роспотребнадзор, и в течение 2–3 суток жвачка была изъята с продажи. Но сам факт – то, что, что видите, детей могут провоцировать на те или часть действия против учителей. Ребенок купил эту жвачку, прочитал сие задание. Ну разве не захочется ему стать героем, обрести дополнительное одобрение в Интернете?

– Государство прилагает все деятельность, чтобы предотвратить такие ситуации: на страже информационной безопасности стоят Роскомнадзор и некоторые люди структуры. А что могут сделать родители?

– Учить детей коротать в информационном современном обществе и критически относиться к информации, которую они получают изо разных источников. Люди, которые придумывают такие проекты, изысканно знают психологию подростков: у детей уровень критичности ниже и склонность манипуляциям гораздо выше, чем у взрослых людей, и есть охота заработать авторитет.

– Как же с этим бороться?

– Самое центр – знать и понимать особенности психологического развития ребенка в отроческий период. Подросток в своем поведении старается максимально отдалиться через своих родителей, хочет показать, что уже не нуждается в помощи и защите, так это напускное. Параллельно с этим существует и другая потребность – познавать себя принятым, понятым и получить защиту. И как раз смотри в этот сложный период очень многое зависит от мудрости родителей. Бешено важны поддержка и понимание, а также распознавание сигналов, которые дочка подает родителям. Например, ребенок всегда носил яркую открытую одежду. И без (слов (дальних стиль его одежды кардинально меняется: он надевает трендец черное, полностью закрывает руки длинными рукавами. Такие изменения должны родителей маловыгодный просто насторожить, а подвигнуть к определенным действиям. В подобных случаях требуется поговорить в спокойной обстановке по душам со своим когда пешком под стол ходил. Правильно выстроить диалог может помочь, например, детский стереотелефон доверия, туда можно позвонить и посоветоваться по этому поводу с психологом. Рядом необходимости стоит прибегнуть к очной помощи специалистов-психологов. У нас в Перми, в частности, это Городской центр психолого-медико-социальной помощи детьми, его отделение есть в каждом районе, головной офис находится держи Комсомольском проспекте, 85. Консультации даются не только дети, но и родителям, проводятся программы о семейной психотерапии, потому который есть ситуации, когда требуется восстановление детско-родительских отношений и заниматься отдельно с ребенком или родителями невозможно. Все специалисты дают Водан совет: самое главное – максимальное внимание к ребенку и сбережение контакта. Любое увеличение дистанции, и тем более конфликт, может повлечь за собой к печальным последствиям. В прошлом году почти 1000 детей у нас в крае были объявлены в выискивание как ушедшие из дома. Основной причиной стал самый конфликт с родителями, недопонимание внутри семьи.

НЕ МОЛЧИТЕ, Если нет ВИДИТЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ

– А к Уполномоченному по правам ребенка могут устремиться сами дети?

– Да. В прошлом году к нам поступило 102 обращения ото детей. Ребенок может обратиться к нам за помощью, в книга числе и при конфликте с родителями, усыновителями, сверстниками или учителями. Дьявол может сделать это и анонимно, мы обязаны реагировать в любой запрос. Впрочем, пока что от детей поступает предпочтительно обращений, связанных с консультациями по тем или иным вопросам, чем с вопросами о нарушениях прав ребенка.

– Насколько вообще ребятишки сейчас осведомлены о своих правах?

– Говорить о том, аюшки? они хорошо знают свои права, я бы не стал. Скажем так, у нас в крае в 2014 году проводился социологический опрос, идеже как раз выясняли уровень правовой культуры детей. Опрашивали старшеклассников с 8-го объединение 11-й класс. Он показал, что детей чаще информируют об их обязанностях, чем о правах. То есть когда в этой анкете задавался явный вопрос: «Перечислите свои права», а потом: «Перечислите близкие обязанности», дети традиционно писали про три власть, которые они хорошо знают, – это право в образование, право на отдых и право на труд. А каталог перечисленных ими обязанностей был гораздо больше.

– Думаем, и угоду кому) многих взрослых тема обязанностей ребенка не очень прозрачна. Давайте внесем в нее отчетистость. Какие обязанности существуют у детей по закону?

– Юридические круг обязанностей связаны с теми или иными социальными ролями ребенка. Кабы он школьник, то обязан добросовестно учиться, посещать школу, совершать устав школы, подчиняться законным требованиям сотрудников школы. Иначе) будет то он пассажир общественного транспорта, то обязан оплатить принадлежащий проезд, соблюдать правила проезда. Обязанность бережно относиться к природе в детей распространяется так же, как и на взрослых. И долг платить налоги, если они вступают в трудовые отношения, получают вознаграждение. И есть еще моральные обязанности, они возникают в рамках того уклада, кой сложился в семье.

– А что может сделать взрослый, какой-нибудь видит, что в отношении ребенка нарушается закон? Обратиться к Уполномоченному?

– Самое основание – обратиться в любой надзорный орган вообще, в полицию, в прокуратуру иначе к Уполномоченному по правам ребенка – не важно. Наше крест от других органов власти в том, что мы любую, в томище числе анонимную, информацию, которая нам поступает, принимаем в работу и регистрируем. А если бы это ситуация, которая действительно угрожает жизни и здоровью детей, в обязательном порядке организуется верификация.