Срeди мнoжeствa гoсудaрствeнныx дoлжнoстeй Упoлнoмoчeнный пo прaвaм чeлoвeкa стoит oсoбнякoм. Этo дoлжнoсть пeрсoнaльнaя, дeйствуeт Упoлнoмoчeнный нa oснoвaнии публичнoй присяги, принeсeннoй нa Зaкoнoдaтeльнoм Сoбрaнии крaя. Учреждение Упoлнoмoчeннoгo сoздaн для зaщиты прaв и свoбoд грaждaн, в тoм числe oт нeпрaвoмeрныx дeйствий oргaнoв влaсти и мeстнoгo сaмoупрaвлeния. Чeм мoжeт пoмoчь Упoлнoмoчeнный пo прaвaм чeлoвeкa? В кaкиx случaяx необходимо обращаться именно к нему? Об этом и многом другом нам рассказала Доверенное лицо по правам человека в Пермском крае Татьяна Ивановна Марголина.
НАШЕ Булава — ПРАВОВЫЕ АРГУМЕНТЫ
– Татьяна Ивановна, в каких случаях человеку овчинка выделки стоит обратиться к Уполномоченному? Ведь есть множество государственных институтов, пупок развяжется можно пожаловаться в случае нарушения прав, например суд возможно ли прокуратура.
– Институт Уполномоченного по правам человека отнюдь не единственный институт, защищающий права человека, но если нарушенные компетенция не были восстановлены другими государственными органами: надзора либо — либо власти, в этом случае обращаются ко мне. Я и сотрудники аппарата смотрим, какие были обращения, за каким основаниям человеку было отказано в его прошении. На случай если это очевидное нарушение, наша задача – произвести такие поведение, чтобы право человека было восстановлено именно тем государственным может ли быть муниципальным служащим, который его нарушил. Если найти план решения сложно, обращаемся к надзорным органам. Уполномоченный по правам человека – сие не властный орган, а правозащитный, и его оружие – сие прежде всего правовые аргументы. Значительная часть претензий, которые предъявляют гоминидэ, устраняется сразу после обращения Уполномоченного, устного или письменного, в ареопаг местного самоуправления или в орган государственной власти. Бывает сложнее, нет-нет да и в законе не очень четко сформулировано решение конкретного вопроса. Же тогда у Уполномоченного есть право обратиться с инициативой об изменении в воздействующий законодательный акт к губернатору, депутатам Законодательного Собрания.
– Сколь(ко) быстро обращение попадает лично к Вам в руки и что происходит задним числом этого?
– Как правило, сразу же в день обращения. Я адресую его своим специалистам, и они определяют, кое-что с ним надо делать. Обычно в течение пяти дней ориентация работы с жалобой уже определяется. Например, жалобы на коллегия – это не компетенция Уполномоченного, и обращение отправляется тем, кто именно определяет правомерность этой жалобы. Или по тексту пишущий эти строки видим, что нужна реакция прокуратуры, – тогда автор отправляем запрос туда. У меня есть уникальная возможность, и сие определено законом, – сроки ответов на запросы Уполномоченного сокращены предварительно пятнадцати дней. Иногда полученного ответа недостаточно, и нужно предпринимать еще какие-то шаги. Но о каждом таком шаге автор этих строк информируем заявителя. То есть люди знают и видят, что-то мы делаем для них.
ЗА БЫТОВЫМИ ВОПРОСАМИ ПРЯЧУТСЯ СИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
– А мере) глобальной должна быть проблема, чтобы человек мог толкнуться к Уполномоченному?
– Эта проблема должна быть, безусловно, важной в целях человека. Но в первую очередь необходимо, чтобы и сам возлюбленный пытался ее решить. Возможно, вместе с теми органами начальство и местного самоуправления, которые за это отвечают. А если некто, например, не обладает юридическими знаниями, мы можем проконсультировать его до правовым вопросам. Иногда полезнее бывает рассказать человеку о фолиант, куда ему надо обратиться для того, чтобы некто смог решить свою проблему самостоятельно.
Это не я не я буду глобальные проблемы, бывают и обычные вопросы. Впрочем, обращение одного конкретного человека может растрезвонить нам о какой-то системной проблеме. Например, человек из-за прошлый месяц получил определенную сумму, сейчас выполнил ту но самую работу, но у него значительно уменьшилась заработная процент. А от руководителя учреждения никакой объясняющей информации нет. В прошлом году самый с этой темой к нам обращались сотрудники образовательных организаций. Егда эта проблема всплыла, оказалось, что на стимулирующую осколки фонда оплаты труда – а зарплата складывается из базовой части и стимулирующей – маловыгодный были заложены средства в бюджет. Получив сигнал об этом, исполнительная и законодательная власть по итогам полугодия увеличили фонд заработной платы педагогических работников, и геморрой была снята.
– У чиновников есть обязанность прислушиваться к Вашим словам?
– Пусть будет так, они обязаны это делать. Мало того, закон предусматривает грех пополам государственных гражданских и муниципальных служащих за воспрепятствование деятельности Уполномоченного, ради формальные ответы, то есть за ответы не числом существу или, не дай Бог, отсутствие ответов Уполномоченному. Без- реагировать они не имеют права.
Бывает иногда, будто в чем-то есть правда человека, в чем-то наворачивать правда представителя власти. Тогда Уполномоченный выступает как маклер в том, чтобы одна сторона услышала вторую. В арсенале Уполномоченного после правам человека есть переговорные процедуры (или медиация) – от случая к случаю две стороны встречаются и вместе решают проблему, которая их разъединила. И, мимоходом, такие процедуры восстанавливают отношения между людьми. Между человеком – жителем региона и в среде человеком – должностным лицом.
– А на что чаще (за сейчас жалуются люди?
– В структуре обращений у нас сильнее всего жалоб на нарушения социальных прав, а среди них – возьми нарушения жилищных прав, и тут спектр самый разный. К примеру, непредоставление крыши надо головой. То есть к нам обращаются люди, например, соответственно поводу того, что у них сгорел дом. Живут в бане. В поселении им помочь без- могут, а своих ресурсов у этих людей нет. Когда наша сестра получаем такое обращение, то начинаем выяснять, есть ли в этом поселении мобильный жилищный фонд, куда людей можно переселить. Оказывается, сего фонда нет. Тогда мы задаемся вопросом: а может состоять, и в других районах его нет точно так же? И в самом деле, что у нас вообще в очень малом количестве районов принимать муниципальный жилищный фонд для временного проживания. Мало того, да мы с тобой смотрим статистику наличия этого маневренного жилищного фонда по (по грибы) последние годы и видим, что он сокращается в целом ровно по краю. И тогда обращение одной или нескольких семей вскрывает общекраевую проблему, которая требует системного решения.
Уминать жалобы и от тех, кто стал участником программы переселения, – получи и распишись то, что жилье, которое строится или предоставляется, – некачественное. Особенно трудно пенсионерам, которые давно живут в своей комнатке или квартире, они ее обустроили, и хоть весь дом в ужасном состоянии, но там всё больше-менее прилично. А сейчас им предлагают вторичное жилье в двушничек, в три раза хуже, чем то, которое есть. Они чу: «Нам жизни не хватит для того, затем чтоб еще и его обустроить!» Тут нашими надежными партнерами являются районные и городские прокуратуры, которые смотрят получи и распишись правомерность выделения или покупки именно этого жилья для того переселенцев из аварийного.
И есть еще категория людей, которые в сии программы пока не вошли, хотя они знают, зачем статус домов как аварийных уже определен, они должны бытийствовать переселены. Я очень надеюсь, что после Госсовета по вопросам развития строительного комплекса и совершенствования градостроительной деятельности появится расшивка этого вопроса и на федеральном, и на краевом уровнях. И и наш временно исполняющий обязанности губернатора Максим Решетников говорит, зачем средства на переселение из аварийного жилья в Пермском крае выделят и удлинение. Ant. сужение программы уже в следующем году будет организовано. Очень животрепещуще, что есть перспектива решения этого вопроса. Иногда дать начало надежду – уже немало.
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Нате ЗАЩИТЕ ПРАВ ГРАЖДАН
– Каким образом можно адресоваться к Уполномоченному по правам человека?
– Во-первых, гоминидэ могут написать мне письмо. Второй вариант – только и можно прийти в приемную Уполномоченного по ул. Куйбышева, 8 в городе Перми. Повадки проходят два раза в неделю, причем один день – утреннее шанс, а второй – вечернее, с 17 до 20 часов. Да мы с тобой специально так сделали, чтобы работающие люди имели способ прийти вечером. У нас есть государственная приемная и в Кудымкаре, преднамеренно для жителей Коми-округа, но она работает в (высшей степени специальным образом – в Кудымкаре она не всю неделю, служащий аппарата Ираида Карпова проводит выездные приемы в поселениях округа, в глубинке. Пирожное – это мои личные выездные приемы. В прошлом году наш брат сделали это приоритетом и по статистике увидели, что к нам чаще целом) обращаются люди, которые, что называется, вживую общаются с Уполномоченным. Таковой формат позволяет более глубоко понять проблему человека, усмотреть какие-то нюансы. С другой стороны, выездные приемы уникальны тем, почему в них вместе со мной участвуют и представители администрации, местного самоуправления, прокуратура, территориальные органы министерства социального развития. И многие вопросы можно решить на месте. Кроме того у нас глотать сайт, через который можно направить нам жалобу может ли быть обращение. А еще наше ноу-хау – это скайп-ухватки, когда сотрудники нашего аппарата общаются с людьми при помощи специальной Всемирная сеть-программы. Нашими надежными партнерами в этом являются районные библиотеки. В них питаться центры правовой культуры, где обычно и организуются такие повадки. Кстати, и выездные приемы мы проводим не в администрациях, а для базе библиотек, потому что многие библиотеки стали настоящими центрами правового образования граждан.
– Кто такой чаще всего обращается за помощью? По большей части пенсионеры, которых Ваша милость как-то назвали самой незащищенной категорией населения?
– Безлюдный (=малолюдный) только. Появляются и другие категории обратившихся, например молодые семьи, подрастающее поколение люди вообще. Может быть, потому, что форматы работы с населением изменились. Молодежи нужны современные технологии. Подчас мы открыли возможность обращения через сайт, к нам зараз пошли письма людей работоспособного возраста, владеющих компьютерной грамотностью. И, в нужный момент, пенсионеры тоже (в сравнении, например, с пятью годами ранее) стали больше компьютерно грамотными. И лично, и внуки помогают им освоить эту арктогея знаний. А жизненный опыт пенсионеров таков, что им не более чем дай источник – они точно всё поймут и однако сделают.