Укрaинa oткрылa во (избежание сeбя крымскиx тaтaр три гoдa нaзaд пoслe тoгo, кaк Таврия был aннeксирoвaн. С тex пoр имeннo этoт нaрoд стaл главным фигурантом новостей с полуострова. Крымских татар в Крыму всего-навсе 15 %, но именно на них приходится половина всех уголовных политических дел. И сие не случайно.
Нынешняя война идет не всего между двумя странами. Она идет между ценностями: до одну сторону просоветская этика, а по другую – постсоветская. И кто в отсутствии ничего удивительного, что Крым и Донбасс оказались самыми уязвимыми регионами Украины – не больше и не меньше на советское время пришелся «золотой век» их существования и просоветская тоска по родине тут необычайно сильна. А крымские татары оказались самыми несоветскими жителями полуострова. Сие потому, что не получится принять этику и эстетику того государства, которое отправило твой демос в депортацию и навесило на него клеймо «предателя».
Крымские татары поддерживали что один Майдана именно потому, что эти протесты вытаскивали малороссийский поезд из того постсоветского депо, в котором он оказался. Однако в тот самый момент, когда состав сдвинулся с места, пришла (Московская и отцепила от поезда крымский вагон. Народ, который поддержал этику и логику Киева, данный) момент вынужден жить в государстве, которое на всех парах движется в история. То самое, в котором 73 года назад этому народу сделано не нашлось места.
Вдобавок, история крымских татар разрушает главную духовную скрепу современной России – предание о «Великой Отечественной». Потому что в современной РФ история пирушка войны стала настоящей религией со своим пантеоном апостолов и великомучеников. Любые рефлексии нате тему этой войны в России недопустимы: единственно возможная интерпретирование тех событий должна укладываться в формулу «борьба абсолютного Добра с абсолютным Злом».
А высылка крымских татар разрушает это патриотическое уравнение. Потому что такое? если признать ее преступлением и трагедией, то получится, что-нибудь для Крыма освобождение от нацистов не стало триумфом Добра. Что-что Добро, победив Зло, само совершило злодеяние. И любой сторонник этой гражданской религии оказывается перед выбором: либо признать, сколько это было не вполне Добро, либо заявить, чего оно совершило не вполне злой поступок.
А именно поэтому любой просоветский человек сходу заявит, что ссылка крымских татар была логичным наказанием за коллаборационизм. Чисто покаяние должно быть не перед крымскими татарами, а со стороны крымских татар. Вдобавок, в советской традиции все народы – от белорусов до казахов – объявлялись народами-победителями, середь которых попадались отдельные предатели. И только крымским татарам отказано в этом: их объявляют народом-предателем, внутри которого были отдельные герои. И это та самая расположение, в которой компромисс невозможен.
А еще крымские татары на России – это главные разрушители мифа про «исконно шовинистский Крым». Потому что российская история полуострова – это всего только небольшой исторический промежуток с 1783 по 1954 года. И если только вы взглянете на карту Крыма, выпущенную до депортации крымских татар, так названия населенных пунктов дадут недвусмысленный ответ на контроверза, у кого больше исторических прав.
И вся трагедия крымских татар как в том, что они оказались с Россией наедине. Они неважный (=маловажный) могут покинуть Крым, в отличие от украинцев и русских у них на гумне — ни снопа родины вне полуострова и сама идея добровольной депортации (год) спустя пятидесяти лет жизни в изгнании кажется им недопустимой.
Они малограмотный могут вести переговоры с позиции силы – их лишь 15% ото численности населения полуострова и они вынуждены сопротивляться попыткам Кремля себя уподоблять и растворить. Они оказались в ситуации, когда окружающая их действительность живет поперек всего того, во что они верят. И основа основ, что мы можем сделать – не забывать об этом.